Перечень чертежей:
Дополнительные материалы: прилагается расчетно-пояснительная записка на 33 листах.
В пояснительной записке разработан проект ремонта сцепления трансмиссии автомобиля ГАЗ 3102.
Трансмиссия автомобиля состоит из совокупности агрегатов и механизмов, которые предназначены для передачи крутящего момента к ведущим колесам от двигателя с изменением его по величине и направлению. Трансмиссия автомобиля включает в себя сцепление, коробку передач, раздаточную коробку, карданную передачу, главную передачу, дифференциалы, полуоси.
При переключении скорости выполняется выжимание сцепления и рычагов через подшипник, система рычагов отводит нажимной диск и диски сцепления, отключая при этом движение от двигателя. Происходит переключение передачи. Затем выполняется плавное отпускание педали сцепления, рычагов и под действием пружин плавно возвращается нажимной диск сцепления в исходное положение, тем самым обеспечивая движение от маховика на вал коробки скоростей и дальше на ведущий мост автомобиля. Плавность движения автомобиля определяется плавностью прижатия фрикционных дисков.
Сцепление предохраняет детали трансмиссии от перегрузок. При выполнении неравномерного вращения коленчатого вала двигателя в трансмиссии возникают колебания. Для их гашения в сцеплении предусмотрен гаситель колебаний, или демпфер.
Устройство и ремонт дисков сцепления. Стандартная система сцепления оснащена двумя устройствами — диском сцепления и кожухом сцепления. Кожух выполнен из нажимного диска и тарельчатой нажимной пружины.
Рассмотрены основные неисправности, наиболее характерные из которых пробуксовывание, неполное выключение (сцепление "ведет") и рывки при включении. Пробуксовывание устраняется регулировкой свободного хода педали, заменой или промывкой фрикционных накладок. Устранение неполного выключения производится уменьшением свободного хода педали сцепления. Рывки устраняются заменой изношенных или поломанных деталей.
Приведено описание технического обслуживания сцепления.
При ТО-2:
Производится регулировка привода сцепления, при которой выполняется проверка и регулировка свободного хода педали сцепления, свободного хода муфты выключения сцепления и полного хода толкателя пневмоусилителя.
Выполнен расчет сцепления. Сделан расчет нажимного усилия сцепления, равного 4,282×103 Н. Произведен расчет периферийных пружин.
Определены параметры:
№ |
Наименование |
Значение |
1 |
Число нажимных пружин |
12 |
2 |
Усилие одной пружины при включенном сцеплении |
356,833 Н |
3 |
Диаметр проволоки |
3,3 мм |
4 |
Число рабочих витков |
8,5 |
5 |
Напряжение среза проволоки |
778,393 МПа |
6 |
Шаг витков пружины |
12,146 мм |
7 |
Длина пружины в свободном состоянии |
103,243 мм |
Выполнена проверка фрикционных накладок по давлению, где определено давление на накладки, равное 0,148 МПа.
Приведен расчет пружин гасителя крутильных колебаний с определением основных значений.
Сделано определение работы буксования сцепления, где определено значение, равное 58,519 Дж/см2.
Рассчитан нагрев нажимного диска и получены показатели:
№ |
Наименование |
Значение |
1 |
Толщина нажимного диска |
2,0 мм |
2 |
Масса диска |
0,66 кг |
3 |
Нагрев нажимного диска |
13,5870 |
Произведен расчет ступицы ведомого диска. Выполнен расчет рычагов выключения сцепления с определением основных значений. Сделан расчет привода сцепления с определением передаточного числа привода 60, полного хода педали сцепления 134,4 мм, усилия на педали 36,617 Н.
Произведено определение количества ТО-1 и ТО-2 для автомобиля ГАЗ 3102. Рассчитано количество для одного автомобиля ТО-1 – 30, ТО-2 – 10.
Рассмотрен алгоритм диагностирования:
Инструменты и приборы диагностирования:
В данной работе разработан технологический процесс ремонта сцепления трансмиссии автомобиля ГАЗ 3102.
В программе: Компас 3D v