При восстановлении повреждённых или изношенных деталей подвижного состава транспорта широко применяют методы нанесения на поверхности слоёв металла, изменения их физико-механических свойств. В автотранспортных предприятиях для этого используют специализированные устройства. Этот раздел посвящён описанию оборудования для сварки, наплавки и упрочнения. Его чертежи можно скачать после регистрации на сайте.
Сваркой реставрируют металлические детали автотехники с изломами, отколами, пробоинами, трещинами. Наплавка является разновидностью предыдущего способа. Она заключается в наращивании дополнительного слоя материала. Наносимый металл разогревается при помощи электрической дуги. Наплавкой восстанавливают истёртые поверхности деталей. В дальнейшем нужный размер получают в результате обработки на металлорежущих станках. При помощи упрочнения добиваются повышения твёрдости, износостойкости материала, что способствует увеличению послеремонтного ресурса техники.
Классификация методов реставрации деталей, изменения прочностных и эксплуатационных характеристик, используемых при ремонте:
наименование метода |
разновидности |
|
сварка |
электродуговая |
ручная |
полуавтоматическая |
||
точечная (контактная) |
||
газопламенная |
||
наплавка (наращивание) |
электродуговая |
ручная электродами |
под защитным флюсом (используются проволока или лента) |
||
в защитных газах |
||
порошковыми проволоками |
||
электрошлаковая |
автоматические и полуавтоматические |
|
плазменная |
||
лазерная (непрерывная, импульсная) |
||
электронно-лучевая |
||
индукционная (твердым и жидким присадочным металлом) |
||
газопламенная (однослойная, многослойная) |
||
упрочнение |
термическое |
отжиг |
нормализация |
||
отпуск |
||
химико-термическое |
однокомпонентное |
|
многокомпонентное |
||
механическое |
обкатка роликами и шариками |
|
раскатка |
||
дробеструйный наклеп |
||
чеканка |
||
алмазное выглаживание |
||
термомеханическое |
высокотемпературное |
|
низкотемпературное |
||
электромеханическое |
Наплавку деталей вращения осуществляют на токарных станках. Восстанавливаемый элемент устанавливают в центрах, а устройство нанесения расплавленного металла — на суппорте. Детали придаётся нужная скорость вращения, одновременно в сварочную зону подаётся проволока под флюсом. Для восстановления небольших деталей при незначительном износе используют автоматическую вибродуговую наплавку.
Предлагаемые наборы чертежей содержат разнообразные конструктивные разработки. В графические части проектов включены чертежи общего вида, сборочных узлов, деталировки, 3D модели, технологические карты, таблицы расчётных параметров. Примеры готовых комплектов:
В дополнительных материалах описываются: принцип действия, устройство, техпроцесс восстановления. Некоторые наборы содержат расчёты: