Перечень чертежей:
Дополнительные материалы: прилагается расчетно-пояснительная записка на 8 листах.
В пояснительной записке разработан проект головки блока КамАЗ с клапанами и стойкой коромысел.
Приведено описание и конструктивные особенности. Головка цилиндров выполнена из алюминиевого сплава, оснащена камерами сгорания клиновидной формы, запрессованными седлами и направляющими втулками клапанов. Седла клапанов изготовлены из специального чугуна для обеспечения высокой прочности при воздействии ударных нагрузок. Обработка рабочих фасок седел производится после запрессовки в сборе с головкой цилиндров для обеспечения точной соосности фасок с отверстиями направляющих втулок клапанов.
На наружной поверхности направляющих втулок предусмотрена проточка, куда вставляется стопорное кольцо. Оно необходимо для обеспечения точности положения втулок при запрессовке их в головку цилиндров и предохраняет втулки от возможного выпадения. Обработка отверстий во втулках производится после запрессовки их в головку цилиндров. Это обеспечивает узкий допуск на диаметр отверстия и точность его расположения по отношению к рабочим фаскам седла и клапана. В отверстиях направляющих втулок предусмотрены спиральные канавки, используемые для смазки. У втулок впускных клапанов нарезка канавок выполнена до половины длины отверстия, а у втулок выпускных клапанов - по всей длине отверстия.
На направляющие втулки сверху надеты маслоотражательные колпачки из тепломаслостойкой резины со стальным арматурным кольцом. Колпачки охватывают стержень клапана и предназначены для уменьшения проникновения масла в камеру сгорания через зазоры между направляющей втулкой и стержнем клапана.
Головка блока имеет ряд важнейших функций: в ней расположены камеры сгорания, основные элементы газораспределительного механизма, а также головка вместе с блоком формирует водяную рубашку системы охлаждения.
Приведены возможные маршруты восстановления детали.
Восстановление детали производится по одному из приведенных маршрутов:
Маршрут №1:
Маршрут №2:
Маршрут №3:
Перед проверкой головку цилиндров устанавливается на подставку в виде металлической или деревянной рамки, удаляется нагар со стенок камер сгорания и с поверхности выпускных каналов обычной металлической щеткой или приводимой во вращение электрической дрелью. Очищаются и осматриваются впускные каналы и каналы подвода масла к рычагам привода клапанов. Если наблюдались случаи попадания охлажденной жидкости в масло, то проверяется герметичность головки цилиндров, для чего на головке устанавливаются заглушки с прокладками, входящие в комплект приспособления А.60344, и болтами закрепляется нижняя плита. Устанавливается фланец со штуцером подвода воды и насосом нагнетается вода внутрь головки под давлением 5 кгс/ см 2. В течение 2 минут не должно наблюдаться течи воды из головки цилиндров двигателя.
Проверка головки цилиндров возможна сжатым воздухом, для чего на головке цилиндров устанавливаются детали, входящие в комплект приспособления А.60334. опускают ее в ванну с водой, нагретой до 60-80 С, и дают ей прогреться в течение 5 минут. Внутрь головки подается сжатый воздух под давлением 1,5-2 кгс/ см2. В течение 1-1,5 минут не должно наблюдаться выхода воздуха из головки. При обнаружении трещин головка цилиндров заменяется.
Описано снятие и установка головки блока цилиндров КамАЗа. Перед началом работы выполняется сливание половины объема жидкости из системы охлаждения. Ключом ”на 22” отворачиваются накидные гайки подводящей и отводящей трубок расширительного бачка и трубки отодвигаются в сторону. Ключом ”на 10” ослабляется хомут рукава перепускной трубы и снимается рукав с патрубка расширительного бачка. Двумя ключами ”на 13” отворачиваются болты, стягивающие хомут расширительного бачка с обеих сторон. Снимается хомут и расширительный бачок. Ключом ”на 19” отворачиваются накидные гайки трубки высокого давления с секции ТНВД… …и форсунки снимаемой головки. Ключом ”на 13” отворачивается гайка кляммера трубок высокого давления и снимается его верхняя часть и трубка. Накидным или торцевым ключом ”на 14” штуцеры дренажной трубки форсунок отворачиваются и она снимается. Торцевым ключом ”на 10” отворачивается кляммер топливной трубки ТНВД. Ключом ”на 19” отворачивается штуцер топливоподводящей трубки на ТНВД. Ключом ”на 22” отворачивается накидная гайка воздушной трубки компрессора и трубка отводится в сторону. Ключом ”на 22” отворачивается накидная гайка трубки, подводящей к компрессору охлаждающую жидкость. Торцевым ключом ”на 13” ослабляется крепление этой же трубки к водяной трубе двигателя.
Ключом ”на 17” отворачиваются четыре болта крепления компрессора, компрессор сдвигается вперед и вынимается. Торцевым ключом ”на 13” отворачиваются шесть болтов водяной трубы. Два болта водяной трубы напротив второй и третьей секций ТНВД удобнее отвернуть слегка изогнутым ключом ”на 13”. Вынимать их не нужно. Торцевым ключом ”на 17” отворачиваются восемь болтов впускного коллектора. Ключом ”на 17” отворачиваются на два-три оборота болты крепления впускного коллектора к соединительному патрубку. Ключом ”на 13” отворачивается болт крепления крышки головки. Снимается крышка и уплотнительная прокладка. Также снимается соседняя крышка, иначе ее выступ будет мешать демонтажу головки.
Для снятия головки четвертого или восьмого цилиндров, выполняется ключом ”на 17” отворачивание гайки крепления рессор кабины и они вместе с амортизаторами отводятся в сторону. Штанги газораспределительного механизма связываются между собой, для предупреждения упущения их в поддон в момент снятия головки.
Торцевым или накидным ключом ”на 19” отворачиваются четыре болта крепления головки. Головка монтажной лопаткой поддевается за край выпускного патрубка и одновременно раскачивается, вставив вороток в отверстие под болт. Впускной коллектор и водяная трубка предварительно отодвигаются от головок, вставив в зазор подходящий вороток. Снятая головка очищается от нагара и в нее вставляются новые уплотнительные кольца водяных каналов. На втулку масляного канала надевается новое уплотнительное кольцо. Старое, если не потеряло упругость, можно опустить вниз – оно несколько улучшит герметизацию стыка. Устанавливается новая резиновая прокладка на блок и вставляются на свои места обе штанги.
Головка устанавливается на блок двигателя и болты затягиваются в три приема крест-накрест. Окончательный момент затяжки – 16–18 кгс.м. Проворачивая маховик двигателя воротком, выводится поршень в ВМТ конца такта сжатия, ключом ”на 17” и отверткой регулируются тепловые зазоры клапанов.
Дальнейшая сборка ведется в обратной последовательности.
Рассмотрен клапанный механизм.
Восстановление выполняется так. Вначале клапан очищается от нагара и масляных отложений. Проводятся измерения диаметра стебля клапана, а результаты записываются маркером на тарелке клапана. Эти значения необходимы при восстановлении направляющей втулки.
Замеряется выступание торца клапана над опорной поверхностью тела головки блока под пружину. После этого клапан зажимается в цанговый зажим станка и далее резцом или камнем формируется фаска. После выполнения обработки такой фрезой на поверхности фаски образуется особый микрорельеф, из-за которого приработка клапана происходит быстрее и эффективнее, а притирка носит исключительно контрольную функцию.
Появление стука в клапанном механизме двигателей означает повышенный осевой зазор коромысел выпускных клапанов. Ликвидируются зазоры методом установки шайб на валик между распорными втулками и коромыслами. При этом допускается использование регулировочных шайб, предназначенных для пальцев стойки передней подвески автомобиля ЗАЗ-965А. Толщина шайб подгоняется шлифованием на абразивном круге, для того, чтобы после сборки коромысло производило качение без заеданий и заметного осевого зазора.
В данной работе выполнен проект головки блока КамАЗ с клапанами и стойкой коромысел.
Спецификация – 2 листа
В программе: Компас 3D v
головкаСтойка коромысел