Перечень чертежей:
Стенд содержит основание, нагрузочное и соединительное устройство. На основании закреплены продольные направляющие, на которых установлена рама, выполненная в виде автономных балок. Балки установлены с возможностью перемещения по продольным направляющим и фиксирования относительно них. На балках закреплены поперечные направляющие, на которых установлены стойки с возможностью перемещения по ним и фиксирования. На стойках закреплены ложементы для размещения по вертикали и фиксировании в избранном положении.
Соединительное устройство выполнено в виде телескопически соединенных между собой внешнего цилиндра, внутреннего цилиндра и вала с зацепляющими зубьями
На чертежах выставлены допуски, шероховатости, радиусы скруглений, фаски, позиции, технические требования:
Дополнительные материалы: приведена расчетно-пояснительная записка на 41 страницах, где выполнены:
Собранный после ремонта двигатель обкатывают и испытывают на специальных стендах. Цель обкатки – приработка трущихся поверхностей и выявление дефектов, возникающих в результате допущенных при ремонте отклонений от технических требований. Цель испытаний – оценка качества ремонта двигателей.
Обкатку капитально отремонтированных двигателей на стендах проводят в три этапа: холодная обкатка; горячая без нагрузки; горячая обкатка под нагрузкой. После обкатки двигатели подвергают испытаниям на тех же стендах: приемо-сдаточным; периодическим кратковременным; дополнительным. Двигатели обкатывают и испытывают только с теми механизмами и приборами систем питания и смазочной, с которыми они будут работать в процессе эксплуатации.
Рассмотрен процесс холодной обкатки двигателя, горячая обкатка двигателя, горячая обкатка под нагрузкой, приемо-сдаточные испытания двигателя, контрольный осмотр двигателя, применение приработочных масел и присадок.
Автоматизация процесса обкатки двигателей существенно облегчает труд обкатчика, обеспечивает строгое соблюдение режимов обкатки, контроль и регистрацию параметров двигателя с записью данных и индивидуальную обкатку каждого двигателя с адаптацией режимов.
Стенд относится к обкатке и испытанию вновь изготовленных и отремонтированных двигателей внутреннего сгорания и может быть использован для обкатки других механизмов, например, коробок передач, ведущих мостов автомобилей, раздаточных коробок.
Прототип – стенд, который содержит основание, продольные направляющие, закрепленные на основании, и установленный на основании тормоз, выполняющий функции нагрузочного устройства. На продольных направляющих установлена тележка, имеющая раму, ложементы для размещения двигателя, механизм фиксирования от осевого перемещения и опрокидывания. Стенд имел съемные ложементы разной формы и размеров для установки двигателей различных типоразмеров. Ложементы накладываются непосредственно на раму тележки.
Разрабатываемый стенд более универсальный. Он содержит основание, нагрузочное и соединительное устройства, продольные направляющие, закрепленные на основании, раму, установленную на продольных направляющих. Ложементы закреплены на стойках с возможностью перемещения по вертикали и фиксирования в избранном положении. Соединительное устройство выполнено в виде телескопически соединенных между собой внешнего цилиндра, внутреннего цилиндра и вала с зацепляющими зубьями для соединения с валом двигателя. Внешний цилиндр скреплен с нагрузочным устройством. Внутренний цилиндр соединен с внешним цилиндром посредством первого шлицевого соединения. Вал соединен с внутренним цилиндром посредством второго шлицевого соединения. На внешнем и внутреннем цилиндрах установлены фиксаторы. На внутреннем цилиндре и на валу образованы выемки для размещения фиксаторов.
Предусмотренные широкие диапазоны плавного регулирования положения ложементов в продольном, поперечном и вертикальном направлениях обеспечивают возможность крепления и обкатки других механизмов, например, коробок передач, ведущего моста автомобиля, раздаточной коробки. Соединительное устройство позволяет ускорить и облегчить соединение и рассоединение вала двигателя с нагрузочным устройством.
Перед обкаткой двигателя ложементы устанавливают в положении, соответствующем расположению опор обкатываемого типоразмера двигателя так, чтобы при установке двигателя на ложементы, оси вращения двигателя и вала нагрузочного устройства совпали. Для этого балки перемещают по продольным направляющим и крепят крепежными болтами. Вращением винтов на ложементах устанавливают необходимую высоту. Обкатываемый двигатель устанавливают на ложементы и крепят прижимными болтами. Вал и внутренний цилиндр выдвигают по первому и второму шлицевым соединениям до зацепления зубьев с храповиком двигателя. При этом центрирование положения соединительного устройства и зубьев относительно оси храповика производится центрирующим конусом. В момент зацепления зубьев с храповиком фиксаторы западают в выемки под действием пружин, что предотвращает осевое смещение вала и выход зубьев из зацепления с храповиком. В таком положении производят обкатку и испытание двигателя. После окончания обкатки выводят фиксаторы из выемок сгибанием пружин. Вал вдвигают во внутренний цилиндр, выводят при этом зубья из зацепления с храповиком, а внутренний цилиндр вдвигают во внешний цилиндр. После открепления прижимных болтов обкатанный двигатель снимают.
По условию прочности элементов на срез и смятие определен диаметр фиксатора, равный 9 мм, который выдержит нагрузки при обкатке двигателя.
Выполнена проверка сварного шва катетом 5 мм на прочность. Приведена схема сил сварного соединения. Определено максимальное напряжение на срез, равное 30,24 МПа, что меньше допускаемого значения (81,25 МПа). Шов удовлетворяет условию прочности.
Произведена проверка прочности на срез и смятие шлицев. Втулка диаметром 0,6 м выдержит приложенные нагрузки.
При внедрении обкаточных стендов цена на капитальный ремонт двигателя ЗМЗ упадет примерно на 600 руб. Годовая экономия от внедрения приспособления составит 2930 руб., срок окупаемости – 0,34 года.
В конструкторской части представлена разработка стенда для обкатки двигателей, целесообразность его использования. Приведены прочностные расчеты. Произведен расчет эффективности внедрения обкаточного стенда. Рассчитан срок окупаемости стенда
В программе: Компас 3Dv