Перечень чертежей:
Дополнительные материалы: прилагается расчетно-пояснительная записка на 33 листах.
В пояснительной записке выполнен проект поста диагностики с разработкой стенда для диагностики коробки передач и ведущих мостов тракторов и грузовых автомобилей.
Выполнена планировка участка. Все виды оборудования пронумерованы сквозной порядковой нумерацией. Выполнено условное обозначение подвод электроэнергии, воздуха, воды. Оборудование расположено в порядке выполнения технологических операций и с учетом возможности изменения планировки при использовании более прогрессивных технологических процессов. Определена площадь участка, равная 74 м2.
Приведена разработка конструкции стенда. Диагностический стенд состоит из: рамы, электротормоза, механизма передачи, пульта управления, жидкостного реостата и восьми комплектов вибрационных датчиков диагностики.
Рама - собрана из металлоконструкции (стальных равнополочных уголков, швеллеров, трубы квадратного сечения) при помощи сварного и болтового соединения. На раме установлены два блока роликов, правый и левый, аналогичных по конструктивному исполнению.
Каждый блок включает в себя пару цилиндрических барабанов с отбойными шайбами, предотвращающими возможное перемещение автомобиля или трактора в сторону. Барабаны установлены на подшипниках качения, между собой связны цепной передачей. Блок барабанов соединен через передающий механизм с электротормозом. Передающий механизм сконструирован из соединительной упругой втулочно-пальцевой муфты, двухступенчатого цилиндрического редуктора, и цепной передачи с натяжным устройством.
Электротормоз и редуктор закреплены на раме болтовым соединением. Электротормоз представляет собой электродвигатель, который работает как генератор с отдачей электрического тока в сеть через жидкостный реостат. В пульте управления стендом находится измерительная аппаратура, датчики системы замеров. Между роликами установлен пневматический подъёмник двух стороннего действия, обеспечивающий свободный въезд и съезд транспорта со стенда. Стенд оборудован храповым механизмом, служащим для фиксации транспортного средства и создания дополнительной нагрузки на ведущие колёса, что обеспечивает увеличение силы трения между колёсами и барабанами стенда.
Пульт управления размещен впереди блоков роликов с правой стороны под углом 45° к продольной оси стенда.
Электрические провода проложены в трубах. Провода измерительной системы находятся в отдельной трубе. Питание стенда осуществляется от трехфазной сети переменного тока напряжением 380/220 В и частотой 50 Гц.
Описан принцип действия диагностического стенда. Принцип работы диагностического стенда основан на создании нагрузки на ведущих колёсах транспортного средства. Нагрузка (противоположный крутящий момент) создаётся на барабанах стенда при помощи электротормоза.
Автомобиль или трактор, прошедший предварительную подготовку (мойку очистку), устанавливается на стенд - ведущие колёса выставляются на блок барабанов, опускаются площадки пневмоподъёмников. В этом положении осуществляется фиксация транспортного средства при помощи храпового механизма. В тех случаях, когда транспортное средство является полноприводным с колёсной формулой (4´4; 6´6) не задействованные ведущие мосты отключаются. Если конструкцией автомобиля, трактора этого не предусмотрено выполняется вывешивание колёс и установка транспортного средства на опоры.
Производится внешний осмотр картера коробки передач и корпуса ведущего моста.
Закрепляется вытяжной металлорукав на глушителе автомобиля, посредством которого предотвращается попадание выхлопных газов в помещение.
Устанавливаются датчики на картере коробки переключения передач и балке диагностируемого моста.
Запускается двигатель транспортного средства, включается одна из передач, устанавливаются номинальные обороты двигателя, снимаются показания датчиков.
Нагрузка пропорционально увеличивается на правом и левом ведущем колесе (равная заданная нагрузка будет обеспечивать прямолинейное движение), анализируются показания приборов.
Выявляются неисправности (повышенные зазоры) в подшипниковых узлах, износ втулок шестерён, повышенный шум и гул в зубчатом зацеплении.
При проведении данной операции осуществляют контроль для исключения выбивания включенной передачи, тем самым определяется исправность фиксатора.
Работа дифференциала проверяется путём создания разных тормозящих моментов на правых и левых барабанных блоках стенда. Задавая разную угловую скорость вращения ведущих колёс - создается эффект поворота. При этом определяется исправность и техническое состояние полуосевых шестерён, сателлитов и их осей.
Приведены правила эксплуатации стенда. Произведен конструктивный расчет узлов и деталей стенда. Выполнен расчет и подбор механизмов передачи крутящего момента от блока барабанов до электротормоза.
Принята муфта с диаметром вала 45 мм, допускаемым расчетным моментом 450 Нм, максимальной частотой оборотов 3350 об/мин.
Выбран двухступенчатый редуктор Ц2 – 350 с номинальным передаточным числом 28, 35,5.
Приведен расчет цепной передачи. Принята цепь втулочно-роликовая ПР-19,05-3180-1 по ГОСТ 13568-75. Выполнен предварительный расчёт калибрующего вала. Приняты подшипники качения 1204 ГОСТ 28428 – 90 с размерами 20х47х14 мм, динамической грузоподъёмностью 7,5 кН.
Приведен уточненный расчет вала с определением пределов выносливости для опасных сечений:
Проведена проверка долговечности подшипников, равная 825×103ч.
Приняты подшипники по более нагруженной опоре 1206 ГОСТ 5720-75.
Выполнена проверка прочности шпоночного соединения. Принята шпонка призматическая со скруглёнными торцами по ГОСТ 23360-78. Материал шпонки – сталь 45 нормализованная. Допускаемые напряжения смятия 94,5 Н/мм2.
Приведена инструкция по технике безопасности при работе на стенде. Выполнено технико-экономическое обоснование проекта. Рассчитаны значения:
№ |
Наименование |
Значение |
1 |
Затраты на изготовление стенда |
88963,3 руб |
2 |
Общая трудоемкость диагностики на стенде |
2,38 чел×час |
3 |
Годовой экономический эффект |
27575 руб |
4 |
Срок окупаемости |
3,2 года |
В данном проекте выполнена планировка поста диагностики коробки передач и ведущих мостов транспортных средств с разработкой стенда для осуществления диагностики.
Спецификация – 3 листа
В программе: Компас 3D v