Дополнительные материалы: расчётно-пояснительная записка прилагается на 10 страницах. В пояснительной записке рассмотрена разработка карты процесса сборки и разборки двигателя ЯМЗ-240:
Выполнена разборка двигателя:
Двигатель установлен на подставку, снят стартер, генератор, крыльчатка вентилятора, гидромуфта привода, маслозакачивающий насос с электромотором и датчик тахометра;
Вывернута сливная пробка масляного поддона, произведена наружная мойка с пропариванием внутренней полости двигателя;
Двигатель установлен и закреплён на стенде для разборки;
Сняты крышки головок цилиндров, турбокомпрессоры, трубки подвода и слива масла, отсоединены шланги впускных коллекторов и сняты турбокомпрессоры;
Произведено снятие поддона блока цилиндров, маслозаборника, масляный насос;
Выполнена наружная и внутренняя мойка двигателя, но без пропаривания внутренней полости;
Сняты: подводящая труба от водяного насоса к блоку, соединительная муфта, патрубок, прокладки, резиновые кольца, масляный фильтр, привод вспомогательных агрегатов, перепускная трубка водяных термостатов и кляммер, а также трубки вентиляции картера;
Вывернув направляющую трубку указателя уровня масла, произведено снятие фланца указателя с прокладкой, топливные трубки высокого и низкого давления;
Выполнено снятие фильтров грубой и тонкой очистки топлива, отсоединены и сняты дренажные трубки форсунок;
Отвернув болты крепления топливного насоса, снят насос в сборе с автоматической муфтой опережения впрыска и регулятором;
Под конец вала установлена подставка и произведено снятие с двигателя патрубка и соединительной трубки водяных термостатов, сапуна, топливоподкачивающего насоса, передней крышки блока и прокладки;
Повернув двигатель на стенде головками цилиндров вниз выполнено снятие маховика, а также сняты: ступица маховика, привод генератора, водяной насос, картер маховика, маслоотражатель с заднего конца коленчатого вала;
Повернув двигатель вверх головками цилиндров, разъединены шланги и муфты водяных труб и впускных коллекторов, сняты: коромысла клапанов с осями и стойками, головки цилиндров;
Выполнено снятие поршня с шатунами и кольцами, извлечены гильзы из блока цилиндров;
Сняты: гаситель крутильных колебаний, полумуфта отбора мощности, упорный подшипник, коленчатый вал, шестерни распределения и привода агрегатов, эксцентрик привода топливоподкачивающих насосов, распределительный вал, крышки люка воздушного подогрева, корпус привода, торцовый лист, толкатели и втулки, пружинные упорные кольца роликовых подшипников;
Блок цилиндров со стенда снят, детали двигателя помыты, очищены от нагара и направлены на участок контроля и дефектации;
Комплектование деталей для сборки двигателя и его узлов произведены тремя группами деталей: годными, отремонтированными и новыми, затем направлены на участки сборки.
Произведена сборка двигателя:
При креплении соединений применены динамометрические ключи. Болты шплинтованы так, чтобы было исключено их самоотвинчивание;
К сборке не допустимы крепежные детали нестандартного размера, гайки, болты, шпильки с забитой и сорванной резьбой;
Общая сборка осуществлена на сборочно-разборочном стенде.
Представлен технологический процесс сборки:
Подсборка блока цилиндров;
Установка механизма газораспределения, шестерен привода агрегатов, коленчатого вала, гильз и поршневых комплектов, головок цилиндров, штанг и коромысел, клапанов, картера маховика и маховика, деталей и узлов системы смазки.
При окончательной сборке установлены: передняя крышка блока и привод вспомогательных агрегатов, топливоподкачивающие насосы, перепускные водяные трубы, сливная направляющая трубки с указателем уровня масла, топливный насос высокого давления, форсунки, фильтры тонкой и грубой очистки топлива, масляный фильтр. Головки цилиндров закрыты крышками, а полости - заглушками водяных каналов. Затем установлен стартер, турбокомпрессоры, гидромуфта привода вентилятора и соединительный воздушный патрубок.
Операции сборки двигателя приведены в операционных картах сборки.
Программа: AvtoCAD