Перечень чертежей:
Дополнительные материалы: прилагается расчетно-пояснительная записка на 29 листах.
В проекте выполнен расчет автомобиля КамАЗ-5410 с разработкой задней рессорной подвески.
Описано назначение, условия и режимы работы автомобиля.
КамАЗ-5410 является трёхосным бортовым грузовым автомобилем-тягачом с колёсной формулой 6×4. Он имеет грузоподъемность 8100 кг. Длина автомобиля равна 6,14 м, ширина 2,86 м. На его металлической бортовой платформе выполняется перевозка грузов. Ее конструкция включает основание, шесть бортов и каркас с тентом. Пол платформы выполнен из прочного дерева. В кабине предусмотрено три места, два из которых занимает вспомогательный персонал и одно – сам водитель. Особенность модели заключается в наличии двухстрелочного манометра, переключателя, регулирующего положение платформы, и электронного тахометра. Рама автомобиля имеет два лонжерона швеллерного сечения, соединенных поперечинами.
Приведен проектировочный тяговый расчет автомобиля.
Рассчитана эффективная мощность двигателя при угловой скорости вращения коленвала 54,45 рад/с – 34,27 кВт, крутящий момент 0,60 кН×м, передаточные числа передач: 1-й – 4,66, 2-й – 3,17, 3-й – 2,16, 4-й – 1,47.
В ходе проверочного тягового расчета определены параметры:
№ |
Наименование |
Значение |
1 |
Кинематическая скорость автомобиля |
1 м/с |
2 |
Сила тяги: |
|
- |
Касательная |
25,9742 кН |
- |
Свободная |
25,9705 кН |
3 |
Сила сопротивления |
0,0037 кН |
Составлена динамическая характеристика автомобиля. Вычислены значения при угловой скорости вращения коленвала 54,45 рад/с : динамического фактора 0,1730, ускорения 0,5836 м/с2, времени разгона 2,92 с, пути разгона 5,84 м.
В проекте проведены аналогичные расчеты для показателей угловой скорости вращения коленчатого вала: 108,91 рад/с, 163,36 рад/с, 217,82 рад/с, 272,27 рад/с.
Выполнен топливно-экономический расчет с вычислением путевым расходом топлива 51,38 л/100 км.
Определены мощности: подводимой к ведущим колесам 25,974188 кВт, для преодоления сопротивления воздуха 0,3778 кВт, дорожного сопротивления 23,0889 кВт, на движение автомобиля 23,4667 кВт. Степень использования мощности равна 0,9035, угловой скорости 0,2.
Вычислен удельный расход топлива, равный 252,6963 г/(кВт×ч).
Проведен обзор и анализ конструкций модернизируемого агрегата.
Подвеска обеспечивает смягчение ударов и толчков, возникающих при наезде колес на неровности дороги, и гашение колебаний кузова автотранспортного средства. Она выполнена из упругих элементов, направляющих устройств и амортизаторов.
В проектируемом автомобиле применена зависимая рессорная задняя подвеска. Материалом для изготовления всех листов каждой рессоры служит рессорно-пружинная сталь. Они выполнены одинаковой толщины. Длина двух верхних листов: коренного и подкоренного, выполнена одинаковой. Длина остальных листов различна и постепенно уменьшается. Соединение листов в собранной рессоре между собой выполнено посредством центрального болта и хомутов. К переднему концу рессоры прикреплено съемное ушко стремянкой и пальцем. Передний конец рессоры является неподвижным. Он соединен с кронштейном, который закреплен на раме посредством металлического шарнира, включающего в состав гладкий палец и втулку. Скользящий задний конец рессоры смонтирован в связанном с рамой кронштейне. Он опирается на цилиндрическую поверхность кронштейна и, при деформации рессоры, может скользить по ней. Подвеска задней части КамАЗа - балансирная, которая использует две продольные полуэллиптические рессоры. Каждая рессора прикреплена к башмаку оси балансирного устройства с помощью стремянок. Концы рессор установлены в опорах, что позволяет им скользить при прогибе. Буферы ограничивают ход мостов вверх и смягчают удары о раму. Толкающие усилия и реактивные моменты передаются на раму с помощью шести реактивных штанг. Шарниры реактивных штанг имеют самоподжимную конструкцию, включающую шаровые пальцы, внутренние и наружные вкладыши, а также поджимающие их пружины. Крышки шарниров зафиксированы болтами, а резиновые уплотнительные манжеты защищают их от влаги и грязи. Для смазки используются масленки.
Сделан функциональный и прочностной расчет.
Определены геометрические параметры рессоры: длина первого листа 1,503 м, коренного 1,553 м, второго 1 м, третьего 0,9 м, четвертого 0,8 м, пятого 0,74 м, шестого 0,6 м, седьмого 0,5 м, восьмого 0,4 м, девятого 0,3 м, десятого 0,24 м. Толщина рессоры составляет 0,025 м.
Вычислен период колебаний 0,64 с, их частота 1,56 гЦ, напряжение в рессоре при изгибе 106, 71 МПа.
Составлена техническая характеристика автомобиля: полная масса 15305 кг, мощность двигателя 203,33 кВт, размер шин 260/508 R20, передаточное число главной передачи 6, максимальная скорость движения 84 км/ч.
В работе произведен расчет параметров автомобиля КамАЗ-5410 с разработкой конструкции задней зависимой балансирной рессорной подвески.
Спецификация – 4 листа
В программе: Компас 3D v