Перечень чертежей:
Исследовав и изучив существующие варианты конструкций снегоболотоходов сделаны выводы, что в случае проектирования СБХ на базе автомобиля НИВА необходимо установить более тяговый дизельный двигатель. А так же применять неразрезные мосты со ШРУСами для установки на СБХ независимой подвески, что позволит существенно повысить дорожный просвет, расширить колею, улучшить проходимость СБХ в целом с несущественным увеличением массы автомобиля.
Недостатки, отмеченные в существующих конструкциях трансмиссий снегоболотоходов, это:
- малая мощность двигателя, которой не хватает в сложных условиях эксплуатации,
- сложность трансмиссии с низким КПД,
- использование коробок передач, раздаточных коробок, редукторов разных производителей для достижения необходимых характеристик, что ведет за собой высокую ресурсоёмкость и материалоёмкость подобных конструкций,
- большая масса трансмиссии в целом.
Таким образом, что экономически выгоднее спроектировать унифицированную коробку переключения передач для выбранного двигателя.
А так же неразрезной мост со ШРУСами, для установки на СБХ независимой подвески.
Таким образом, для обеспечения проходимости и улучшения тягово-динамической характеристики требуются 6-и ступенчатая КПП и мост с двойной главной парой. Это обеспечит меньший вес СБХ по сравнению с существующими аналогами, в которых применяются элементы трансмиссии автомобилей УАЗ, а так же тракторные редукторные мосты, которые довольно громоздкие и не позволяют сделать независимую подвеску.
Автомобиль-прототип, взятый за основу проектирования в соответствии с темой дипломного проекта: Снегоболотоход на базе автомобиля «НИВА» с конструктивной разработкой элементов трансмиссии ВАЗ-2121, СБХ МАРШ-1
Тип кузова: Хечбэк
Количество дверей: 3
Количество мест спереди/сзади: 2/3
Длина, мм: 4375
Ширина, мм: 2550
Высота, мм: 2160
Масса в снаряженном состоянии, кг: 1500
Полная масса, кг: 1900
Полезная нагрузка, кг: 400
Колесная формула, ведущие колеса: 4х4, постоянный полный привод
Тип двигателя автомобиля прототипа: бензиновый, четырехтактный с распределенным впрыском топлива, масса двигателя в сборе 117 кг
Количество и расположение цилиндров: 4, рядное
Рабочий объем двигателя, см3: 1700
Максимальная мощность кВт/об.мин: 59,5/5200 (80л.с.)
Максимальный крутящий момент Нм/об.мин: 127/3400
Коробка переключения передач: механическая, масса КПП 34 кг
Число передач: 5
Передаточное число главной пары: 5,38
Шины: 1020*420-18
Емкость топливного бака, л: 42
Расход топлива на 100 км пути, по дорогам с твердым покрытием, не более, л: 18,8 л/100 км.
Исследовав эксплуатационные свойства СБХ, приходим к выводу, что на данные типы автотранспортных средств желательно устанавливать дизельный ДВС, обладающий высоким крутящим моментом на низких оборотах, чем используемый в базовой комплектации и меньшим расходом топлива. Исследовав представленные и используемые на текущий момент дизельные двигатели на автомобиль «НИВА», предпочтение получил турбо-дизельный двигатель Fiat-CMD 1,93 л. В сравнении с базовым вариантом, новый двигатель обладает существенно низким расходом топлива 7,2 л/100 км при скорости до 90 км/ч, большей мощностью и большим крутящим моментом на более низких оборотах. Вследствие большего объема нового ДВС не значительно увеличилась и его масса по сравнению с оригиналом (117 кг – ВАЗ-2121, против 130 кг – Fiat).
Характеристики выбранного ДВС для СБХ: четырехтактный турбо-дизель, четырехцилиндровый двигатель, с рядным расположением цилиндров, рабочий объем 1,93 л., максимальный крутящий момент 195 Нм при 2600 об/мин.
N_eN=74 кВт(100л.с.)
n_eN=4200 об/мин
g_eN=200 г/кВт∙ч
Чертежи в программе: Компас 3D V
Спецификация – 4 листа