Перечень чертежей:
Дополнительные материалы: прилагается расчетно-пояснительная записка на 46 листах. В пояснительной записке разработана конструкция механической 4-х ступенчатой КПП УАЗ-469.
Приведен выбор и обоснование исходных данных. Определены параметры:
№ |
Наименование |
Значение |
1 |
Количество осей автомобиля 4х4 |
2 шт |
2 |
Полный вес автомобиля при его номинальной загрузке |
20360 Н |
3 |
База автомобиля |
2709 мм |
4 |
Координаты центра масс |
1354,5 мм |
5 |
Высота центра масс |
0,7 м |
6 |
Посадочный диаметр обода шины |
19 дюйм |
7 |
Ширина профиля шины |
235 мм |
8 |
Механический КПД трансмиссии |
0,92 |
9 |
Фактор обтекаемости автомобиля |
0,3 |
Выполнен тяговый расчет автомобиля. Сделано определение эффективной мощности двигателя и построение
внешней скоростной характеристики двигателя. При вычислении мощности мотора учитывается, что на проектируемом автомобиле используется дизельный двигатель. Определена частота вращения коленчатого вала 380 с-1. Все вычисления произведены при помощи компьютера.
Приведен расчет передаточных чисел трансмиссии. Принято количество передач 4. Определены передаточные числа для передач: 1- 3,27, 2 - 2,2, 3 – 1,48, 4 – 1. Приведены технико-эксплуатационные свойства автомобиля.
Рассмотрены тягово-скоростные свойства. Определены параметры: динамический фактор автомобиля, сила тяги на ведущих колесах, скорость движения и ускорение автомобиля. Вычисления произведены при помощи ЭВМ.
Произведен расчет времени и пути разгона автомобиля. Приведен динамический паспорт автомобиля. Определен вес автомобиля, перегруженный на 50% от номинальной грузоподъемности 22485 Н.
Выполнено определение тормозных свойств. Сделан расчет устойчивости автомобиля.
Выполнено определение управляемости автомобиля. Определены параметры:
№ |
Наименование |
Значение |
1 |
Радиус поворота автомобиля: |
|
- На эластичных колесах |
4,113 |
|
- На жестких колесах |
7,56 |
|
2 |
Силы сцепления колес с полотном дороги: |
|
- Передней оси |
7045,395 |
|
- Задней оси |
8288,7 |
|
3 |
Критическая скорость, при которой не возникает боковое скольжение автомобиля на повороте при угле поворота колес: |
|
- 50 |
14,55 |
|
- 100 |
4,12 |
Произведено определение плавности хода с определением частоты вынужденных колебаний 9,6 Гц и скорости движения, при которой наступает резонанс 28 м/с.
Сделан расчет проходимости автомобиля. Вычислены углы подъема:
Выполнен расчет топливной экономичности автомобиля при помощи ЭВМ. Сделана компоновка автомобиля, где в качестве прототипа использовался автомобиль Volkswagen Passat B6.
Произведен расчет КПП. Приведена характеристика:
№ |
Наименование |
Значение |
1 |
Снаряженная масса а/м |
1790 кг |
2 |
Грузоподъемность а/т |
560 кг |
3 |
Полная масса а/т |
2350 кг |
4 |
Максимальная полезная мощность |
49,1 кВт |
5 |
Частота вращения коленчатого вала |
6000 об/мин |
6 |
Максимальный крутящий момент |
102,3 Н×м |
7 |
Передаточное отношение главной передачи |
7,27 |
8 |
Тип коробки передач: механическая, 4-ступенчатая, с синхронизаторами на третьей и четвертой |
Сделан кинематический расчет коробки передач. Определен радиус качения колеса 0,289 м и межосевое расстояние 85 мм. Определены параметры зацепления зубчатых колес:
№ |
Наименование |
Значение |
1 |
Ширина зубчатых венцов |
18 мм |
2 |
Суммарное число зубьев |
|
- Для косозубых колес |
80 |
|
- Для прямозубых |
85 |
|
3 |
Фактическое передаточное отношение зубчатой пары |
3,7 |
Для промежуточной передачи выбраны косозубые зубчатые колеса с определением геометрических параметров.
Выполнен статический расчет. Определен крутящий момент на промежуточном валу 109,154 Н×м и на первой передаче на вторичном валу 391,754 Н×м, частота вращения вала 2364 об/мин.
Произведен выбор твердости, термической обработки и материала колес. Сделано определение допустимых контактных напряжений, равное 482,8 МПа.
Произведена проверка зубьев колес по контактным напряжениям с определением основных значений. Рассчитаны силы в зубчатом зацеплении: окружная, радиальная и осевая.
Приведен расчет входного вала с определением диаметра 40 мм. Рассчитан момент сопротивления поперечного сечения 12560 мм3 и площадь сечения вала 1256 мм2. Вычислен общий коэффициент прочности 8,2.
В программе: AutoCad