Перечень чертежей:
Дополнительные материалы: прилагается расчетно-пояснительная записка на 48 листах с докладом на 1 листе.
В пояснительной записке выполнен проект конструкции механизма пятиступенчатой трехвальной коробки перемены передач грузового автомобиля ЗИЛ-130.
Приведен расчет показателей эксплуатационных свойств автомобилей.
Выполнено определение параметров двигателя:
№ |
Наименование |
Значение |
1 |
Максимальная частота вращения коленчатого вала |
3500 об/мин |
2 |
Полная масса автомобиля |
10070 кг |
3 |
Снаряженная масса автомобиля |
4345 кг |
4 |
Максимальная мощность двигателя |
201,814 кВт |
Произведен расчет внешней скоростной характеристики двигателя, которая представляет собой зависимость мощности и вращающего момента двигателя от частоты вращения коленчатого вала при полностью открытой дроссельной заслонки или полностью выдвинутой рейки ТНВД. Построен график, из которого определена частота вращения коленчатого вала 1500 об/мин, при которой развивается максимальный вращающий момент 692,8 Н×м.
Сделано определение передаточных чисел трансмиссии. С целью определения числа ступеней и передаточных чисел построена схема трансмиссии.
Выполнен расчет тягового баланса автомобиля. Значения сил тяги и скоростей автомобиля определяются для частот вращения коленчатого вала двигателя. По расчетным данным построен график.
Произведен расчет мощности баланса, динамической характеристики, ускорений, времени и пути разгона, топливной экономичности автомобиля . По полученным данным составлены таблицы результатов расчетов, на основании которых построены графики.
Выполнен обзор конструкций КПП автомобиля. Приведена классификация коробок передач с описанием устройства. В проекте принята коробка передач автомобиля ЗИЛ-130, имеющая следующие характеристики: коробка передач пятиступенчатая с синхронизаторами на II, III, IV и V передачах. Зубчатые колеса I и передачи заднего хода прямозубые, а II, III и IV передач косозубые.
Приведен расчёт коробки перемены передач автомобиля. Произведен выбор кинематической схемы и материала деталей КПП.
В качестве материала для изготовления зубчатых колес и валов КПП, принята легированная сталь 40Х.
В пятиступенчатой трехвальной КПП зубчатые колеса постоянного зацепления и ведущие шестерни 1, 2, 3 и 4 передач жестко закреплены на валах. Ведомые колеса 2, 3 и 4 передач находятся в постоянном зацеплении с соответствующими ведущими колесами и свободно вращаются на вторичном валу. Ведомая шестерня 1 передачи закреплена на вторичном валу при помощи шлицевого соединения, и может перемещаться вдоль оси. Путем перемещения ведомой шестерни 1 передачи влево, она входит в зацепление с ведущим зубчатым колесом 1 передачи. В случае перемещения ведомой шестерни 1 передачи вправо, она входит в зацепление с ведущим зубчатым колесом передачи заднего хода.
Определены основные параметры КПП:
№ |
Наименование |
Значение |
1 |
Момент на ведомом валу КПП при включенной первой передаче |
2702 Н×м |
2 |
Межосевое расстояние |
123,75 мм |
3 |
Число зубьев первой передачи: |
|
- Ведущей шестерни |
17 |
|
- Ведомого зубчатого колеса |
38 |
Сделано определение геометрических размеров и расчет числа зубьев зубчатых колес. Приведены проверочные расчеты зубьев зубчатых колес с определением основных значений.
Выполнена эскизная компоновка КПП. Выбраны подшипники. Определены диаметры шеек валов:
В данном проекте разработана конструкция механизма коробки перемены передач грузового автомобиля ЗИЛ 130.
Спецификация – 1 лист
В программе: Компас 3D v