Перечень чертежей:
подъема груза:
передвижения тележки:
передвижения крана:
подъема груза:
передвижения тележки:
передвижения крана:
подъема груза:
передвижения тележки и крана:
Острые кромки притупить.
Дополнительные материалы: приведена расчетно-пояснительная записка на 25 страницах, где выполнен:
Исходные данные:
Грузоподъемность |
5 т |
Пролет моста |
16 м |
Высота подъема |
12 м |
База грузовой тележки |
2880мм |
Скорость передвижения крана |
0,18м/с |
Скорость подъема |
0,3 м/с |
Вес тележки с грузом |
187,273 кН |
Вес тележки |
40,12 кН |
Давление ходовых колес тележки |
70000 Н. |
Режим работы крана |
средний |
Конструкция |
сварная, коробчатая. |
Материал конструкции |
сталь 09Г2С |
12 ГОСТ 19282 |
73. |
Допускаемые напряжения нормальные |
157Мпа, |
Допускаемые напряжения касательные |
127 Мпа |
Масса крана |
17,3 т |
Масса тележки |
4,09т |
Для двухбалочного мостового крана приняты:
- высота главной балки 900 мм;
- высота опорного сечения балки 500 мм;
- длина откоса 650 мм;
- высота ограждения площадки обслуживания 750 мм;
- ширина площадок 1000 мм;
- база крана 2500 мм.
Выбор геометрических параметров узлов конструкции для главной балки:
№ п/п |
Наименование |
Значение |
1 |
Толщина стенки для главной (пролётной) балки коробчатого сечения |
8 мм |
2 |
Ширина поясов |
500 мм |
3 |
Толщина горизонтальных листов |
8мм |
4 |
Площадь сечения главной балки в пролёте |
19744 мм2 |
5 |
Момент инерции относительно оси Х-Х |
25,95*108 мм4 |
6 |
Момент сопротивления сечения относительно оси Х-Х |
5766667 мм3 |
7 |
Момент инерции сечения относительно оси Y-Y |
2,93*108 мм4 |
8 |
Момент сопротивления сечения относительно оси Y-Y |
1172000 мм3 |
9 |
Площадь опорного сечения главной балки |
15920 мм2 |
10 |
Момент инерции опорного сечения относительно оси Х-Х |
5,08*108 мм4 |
11 |
Момент сопротивления опорного сечения относительно оси Х-Х |
2052525,25 мм3 |
12 |
Момент инерции опорного сечения относительно оси Y-Y |
1,92*108 мм4 |
13 |
Момент сопротивления опорного сечения относительно оси Y-Y |
1097142,86 мм3 |
14 |
Статический момент полусечения относительно оси Х-Х |
993050 мм3 |
15 |
Площадь, ограниченная осями, проходящими через середины толщин стенок и поясов опорного сечения |
129774 мм2 |
Выбор геометрических параметров узлов конструкции для концевой балки:
№ п/п |
Наименование |
Значение |
1 |
Момент инерции основного сечения концевой балки относительно оси Х-Х |
3,79*108 мм4 |
2 |
Момент сопротивления основного сечения концевой балки относительно оси Х-Х |
1531313,13 мм3 |
3 |
Момент инерции основного сечения концевой балки относительно оси Y-Y |
3,78*108 мм4 |
4 |
Момент сопротивления основного сечения концевой балки относительно оси Y-Y |
2800000 мм3 |
5 |
Статический момент полусечения относительно оси Х-Х |
1226142 мм3 |
Конструкция в процессе эксплуатации находится под воздействием внешних нагрузок и опорных реакций. Сочетание этих силовых факторов вызывает появление внутренних усилий в сечениях элементов конструкции.
Приведена таблица нагрузок с расчетной информацией об эксплуатационных силовых воздействиях на конструкцию.
Значения коэффициентов надежности по весу груза зависят от грузоподъемности крана.
Наибольшие динамические нагрузки возникают при пусках и торможениях. Значения динамических нагрузок зависят от способа управления приводами: с помощью кулачковых контроллеров или на базе частотных преобразователей. Для расчета динамических нагрузок используют жесткие или упругие динамические модели. Вертикальные динамические нагрузки обычно учитываются в расчете с помощью динамического коэффициента.
В качестве постоянных нагрузок приняты веса отдельных узлов крана:
главной балки |
20000 Н |
фермы ограждения |
5600 Н |
площадки с настилом |
7000 Н |
механизма передвижения |
15000 Н |
кабины управления |
11000 Н |
вес площадки с электрооборудованием |
9025 Н |
расстояние от оси колеса крана до центра кабины |
1м |
расстояние от оси колеса крана до центра тяжести электрооборудования |
2м |
база тележки |
1,4 м |
b1 |
0,35 м |
b2 |
1,05 мм |
расстояние от оси колеса крана до колеса грузовой тележки |
6,45 м |
реакция |
137127 Н |
Наибольший изгибающий момент в пролетной балке действует под колесом грузовой тележки.
1. Расчетный случай I
Кран неподвижен, производится подъем груза с земли с полной скоростью.
№ п/п |
Наименование |
Значение |
1 |
Постоянная распределенная нагрузка на главную балку |
1800 Н/м |
2 |
Постоянные сосредоточенные нагрузки на главную балку |
742676,5 Нм |
3 |
Расчетные напряжения в главной балке |
128 МПа |
2. Расчетный случай II
Происходит передвижение крана с грузом с последующим резким торможением моста.
№ п/п |
Наименование |
Значение |
1 |
Постоянная распределенная нагрузка для главной балки |
1980 Н/м |
2 |
коэффициент толчков |
1,1 |
3 |
Распределенная горизонтальная инерционная нагрузка |
180 Н/м |
4 |
Сосредоточенная горизонтальная инерционная нагрузка от веса кабины |
1100Н |
5 |
Сосредоточенная горизонтальная инерционная нагрузка от веса электрооборудования |
700Н |
6 |
Реакция |
16516,67Н |
7 |
Наибольший изгибающий момент в главной балке от горизонтальных нагрузок под колесом |
67823,3 Н*м |
8 |
Наибольшее напряжение в главной балке |
57,87Мпа |
9 |
Суммарные нормальные напряжения в главной балке от вертикальных и горизонтальных нагрузок |
185,87МПа |
Суммарные нормальные напряжения в главной балке от вертикальных и горизонтальных нагрузок не превышают допустимых значений.
В качестве постоянных нагрузок приняты веса отдельных узлов крана:
При расчете концевой балки рассматривается случай: кран неподвижен, происходит передвижение тележки с грузом с последующим торможением.
Концевая балка в вертикальной плоскости изгибается под действием опорного давления главных балок при крайнем положении тележки с грузом.
В горизонтальной плоскости концевая балка изгибается от действия инерционных сил, приложенных к колесам тележки, при торможении тележки
Исходные данные: колея тележки – 1,4м, база крана – 3,6м, длина – 0,9м.
Результаты расчета:
№ п/п |
Наименование |
Значение |
1 |
Распределенная нагрузка от собственного веса концевой балки |
2778 Н/м |
2 |
Опорная реакция |
142127,4 Н |
3 |
Наибольший изгибающий момент в концевой балке от вертикальных нагрузок находится посередине балки |
205304 Нм |
4 |
Наибольшее напряжение в концевой балке от вертикальных нагрузок |
134 Мпа |
5 |
Реакция от нагрузок в горизонтальной плоскости |
14213 Н |
6 |
Наибольший изгибающий момент в концевой балке от горизонтальных нагрузок |
12341,3 Нм |
7 |
Наибольшее напряжение в концевой балке от горизонтальных нагрузок |
4,4Мпа |
8 |
Суммарные нормальные напряжения в концевой балке от вертикальных и горизонтальных нагрузок |
138,4 |
Суммарные нормальные напряжения в концевой балке от вертикальных и горизонтальных нагрузок не превышают допустимых значений.
Проверяем болт диаметром 10 мм на срез и смятие:
№ п/п |
Наименование |
Значение |
1 |
Нагрузка с учетом всех действующих масс |
52 кН |
2 |
Допустимое напряжение на смятие |
125,6 МПа |
3 |
Допустимое напряжение на срез |
62,8 МПа |
4 |
Напряжение на смятие |
74,28 Мпа |
5 |
Напряжение на срез |
13,51 МПа |
Болт является прочным и на срез, и на смятие.
Приварка поясов к стенкам осуществляется сплошными швами на автомате под флюсом АН-348А электродной проволокой СВ-08А. Заданы размеры катета сварного шва 8мм и выполнена проверка на прочность:
№ п/п |
Наименование |
Значение |
1 |
Допускаемое напряжение для сварного шва |
94Мпа |
2 |
напряжение в шве от действующей нагрузки |
7,3 Мпа |
3 |
напряжение от момента |
44 Мпа |
4 |
площадь поперечного сечения сварного шва |
31710 мм2 |
5 |
осевой момент сопротивления сечения сварного шва |
250*103 мм3 |
6 |
момент инерции площади поперечного сечения сварного шва относительно осиX |
155,79*106 мм4 |
7 |
момент инерции площади поперечного сечения по наружному контуру шва |
160,41*106 мм4 |
8 |
момент инерции площади поперечного сечения балки |
462,1*104 мм4 |
9 |
напряжение для сварного шва |
44,6МПа |
Прочность сварного шва обеспечена.
Спецификация – 3 лист
В программе: Компас 3Dv, AutoCAD