Перечень чертежей:
подъема груза 0,32 м/мин
передвижения тележки 0,63 м/мин
передвижения крана 1,17 м/мин
Механизм подъёма крана
тип 4МТМ225L8
мощность 37 кВт
частота вращения, 955 об/мин
тип 1Ц2У-355
передаточное число 25
тип ТКГ-300
тормозной момент, 800 Н*м
Механизм передвижения тележки
тип 4МТF132L6
мощность, 5,5 кВт
частота вращения, 925 об/мин
тип 1Ц2У-250
передаточное число 20
тип ТКГ-160
тормозной момент, 100 Н*м
Механизм передвижения крана
Диаметр 500 мм
Диаметр цапфы 100 мм
Тип рельса Р43 ГОСТ 7173-54
Тип ВКУ-610М
Передаточное число 25
Мощность 29 кВт
Тип 4MTМ200LB8
Мощность, 22 кВт
Частота вращения, 750 об/мин
Тип ТКГ-200
Диаметр шкива 200 мм
Тормозной момент 250 Н*м
Технические требования:
Покраска кабины, корпуса крюковой подвески и внешних элементов ходовой части крана в соответствии с ГОСТ 12.2.058-81
Дополнительные материалы: приведена расчетно-пояснительная записка на 26 страницах, где выполнены:
Несущие элементы конструкции козловых кранов опираются на подкрановый путь с помощью двух опорных стоек. Средний срок службы козловых кранов примерно 20 лет. Наработка на отказ – примерно 3 000 циклов.
Механизм подъема груза состоит из канатной лебедки, полиспаста и грузозахватного органа (крюка, захватной траверсы, грейфера и т. п.). Лебедка содержит приводной электродвигатель, через соединительную муфту связанный с входным валом цилиндрического зубчатого редуктора. Последний вращает барабан. Тормозной шкив смонтирован на валу редуктора.
Механизмы передвижения изготовляют двух видов: с приводом на ходовые колеса тележки и канатный. Механизмы передвижения кранов выполняют в виде одно- или двухколесной ходовой тележки. Приводные тележки снабжены двигателями, через редукторы вращающими ходовые колеса.
На кранах для подъема груза применяют электрические тали. Механизм подвешен к тележкам, перемещающимся по подвесным путям.
К основным параметрам козловых кранов помимо грузоподъемности относятся: пролет, рабочий вылет консоли, высота подъема захватного органа над уровнем головок подкрановых рельсов, а также скорости рабочих движений, размеры, определяющие условия транспортирования груза от консоли к пролетной части: у кранов с двухстоечными опорами это расстояние в свету между стойками опоры, а у кранов с одностоечными опорами — расстояние от грузовой подвески до передней грани опорной стойки. Для устойчивого передвижения кранов по крановым путям должно быть обеспечено определенное (обычно1: 5... 1:7) отношение пролета к колесной базе.
Расчет механизма подъема козлового крана заключается в выборе схемы запасовки и расчета грузового каната, двигателя, редуктора, муфт, тормоза, расчете барабана и крепления концов каната.
Исходные данные: грузоподъемность крана 10 т, скорость подъема груза 0,32 м/c, высота подъема 12,5 м, группа режима работы – М2. Принимаем механизм подъема с сдвоенным трехкратным полиспастом. Подвеска крюковая крановая 3-10-336, массой 145 кг.
| № п/п | Наименование | Значение | 
| 1 | Максимальное усилие в сбегающей ветви каната при статическом нагружении | 17100,1 Н | 
| 2 | Требуемое усилие каната | 57300 Н | 
Принят канат двойной свивки типа ЛК-Р 6х19(1+6+6/6)+1: Канат – 11 – Г – 1 – Н-1578, 62,85 кН
| № п/п | Наименование | Значение | 
| 1 | Минимальный диаметр барабана по средней линии каната | 137,5мм | 
| 2 | Минимальный диаметр блока по средней линии каната | 154мм | 
| 3 | Минимальный диаметр уравнительного блока по средней линии каната | 137,5мм | 
| 4 | Минимальный диаметр барабана по дну канавки | 126,5мм | 
| 5 | Максимальный диаметр барабана | 422мм | 
| 6 | Минимальный диаметр блока по дну канавки | 143мм | 
| 7 | Значение максимального диаметра блока | 165мм | 
| 8 | Рабочая длина каната | 37,5м | 
| 9 | Число рабочих витков | 29,1 | 
| 10 | Длина одного нарезанного участк | 0,42 м | 
| 11 | Длина барабана | 1,3 м | 
Принят диаметр уравнительного блока равным 320 мм. С учетом применения редуктора с тихоходным валом в виде зубчатой муфты принят диаметр барабана равным 400 мм. Длина барабана 1,3м.
По каталогу электродвигателей по расчетной мощности 36,5кВт выбран асинхронный двигатель с фазным ротором 4МТМ 225L8 с номинальной мощностью – 37 кВт и частотой вращения – 955 об/мин, ПВ=40%.
| № п/п | Наименование | Значение | 
| 1 | Частота вращения барабана | 44,6 об/мин | 
| 2 | Требуемое передаточное число редуктора | 21,4 | 
| 3 | коэффициент работы редуктора | 1,7 | 
| 4 | мощность редуктора | 62,05 кВт | 
Выбран цилиндрический редуктор 1Ц2У-355 с передаточным числом – 25.
Определены фактическая частота вращения барабана: 38,2 об/мин, фактическая скорость подъёма груза: 0,27 м/с. Отклонение от заданного значения скорости не превышает 15 %, выбранные параметры удовлетворяют заданным значениям.
Определен статистический крутящий момент при торможении – 0,27м/с, расчетный момент 404,7 Н*м. Принят колодочный тормоз с электрогидротолкателями ТКГ- 300 с наибольшим тормозным моментом – 800 Н∙м, с диаметром тормозного шкива 300 мм.
По номинальному крутящему моменту 370 Н*м выбрана муфта зубчатого исполнения с тормозным шкивом типа Мз3-T30.
В качестве материала барабана принят чугун марки СЧ15 (650 МПа). Определены предварительное значение толщины стенки – 4мм, напряжение сжатия в барабане: 354 Мпа. Условие прочности выполняется.
Определена предварительная статистическая нагрузка на колесо 16919,4кН. По ОСТ 24.090.44 – 82 принят диаметр колеса 250 мм. Определен диаметр вала цапфы ходового колеса 50мм.
| № п/п | Наименование | Значение | 
| 1 | Сопротивление сил трения | 945,024 Н | 
| 2 | Сопротивление от уклона подтележечного пути | 2432 Н | 
| 3 | Сопротивление, создаваемое силами инерции | 1406,6 Н | 
| 4 | Сопротивление, создаваемое раскачиванием груза на гибкой подвеске | 355,1 Н | 
| 5 | Полное сопротивление передвижению | 5138,7 Н | 
| 6 | Усилие в канате, набегающего на барабан: | 5804,4 Н | 
На основании необходимой мощности электродвигателя, равной 4300 Вт, принят асинхронный электродвигатель с фазным ротором типа 4MTF 132L6 с номинальной мощностью – 5,5 кВт, с частотой вращения – 925 об/мин.
| № п/п | Наименование | Значение | 
| 1 | Частота вращения колеса тележки | 48,15 об/мин | 
| 2 | Передаточное число механизма передвижения тележки | 19,21 | 
| 3 | Угловая скорость вала двигателя | 591,6 рад/с | 
| 4 | Номинальный момент на валу электродвигателя | 9,29 Н*м | 
| 5 | Максимальный момент на валу двигателя | 26,1 Н*м | 
| 6 | Расчетный крутящий момент на тихоходном валу редуктора | 475,1 Н*м | 
Выбран редуктор крановый 1Ц2У-250 с передаточным числом – 20.
| № п/п | Наименование | Значение | 
| 1 | Момент, создаваемый уклоном | 2,5 Н*м | 
| 2 | Сопротивление, создаваемое инерцией | 1406,6Н | 
| 3 | Момент, создаваемый инерцией | 7,6 Н*м | 
| 4 | Сопротивление, создаваемое силами трения | 150,4Н | 
| 5 | Момент, создаваемый силами трения | 1,12 Н*м | 
| 6 | Полный тормозной момент | 8,88 Н*м | 
Принят колодочный тормоз типа ТКГ – 160 с тормозным моментом – 100 Н∙м.
Вычислен расчетный момент - 56,8 Н*м. Принята муфта зубчатого исполнения с тормозным шкивом типа Мз1-T20.
Приняты две муфты зубчатого исполнения МЗ-1-Н20 по ГОСТ 50895, с номинальным крутящим моментом 710 Н·м.
Предварительная статистическая нагрузка на колесо 124487,7Н.
Принят диаметр колеса 500 мм, типоразмер рельса – Р43 ГОСТ 7173 – 54.
| № п/п | Наименование | Значение | 
| 1 | Сопротивление сил трения | 6,79 кН | 
| 2 | Диаметр вала цапфы ходового колеса | 100мм | 
| 3 | Сопротивление от уклона подкранового пути | 1358,04 Н | 
| 4 | Ветровая нагрузка | 6750Н | 
| 5 | Полное сопротивление передвижению | 14898,2 Н | 
Определена расчетная суммарная мощность двух электродвигателей механизмов передвижения крана 44,7об/мин, расчетная мощность одного двигателя, рассчитываемая по рекомендациям 11,3кВт. Принят асинхронный электродвигатель с фазным ротором 4MTМ200LB8 с номинальной мощностью 22 кВт, с частотой вращения 750 об/мин.
| № п/п | Наименование | Значение | 
| 1 | Частота вращения колеса крана | 44,7 об/мин | 
| 2 | Передаточное число механизма передвижения | 20,1 | 
| 3 | Угловая скорость вала двигателя | 492,98 рад/с | 
| 4 | Номинальный момент на валу электродвигателя | 44,6Н*м | 
| 5 | Максимальный момент на валу двигателя | 124,88Н*м | 
| 6 | Расчетный крутящий момент на тихоходном валу редуктора | 2841,02Н*м | 
Принят вертикальный цилиндрический редуктор типа ВКУ – 610М с передаточным числом – 25
| № п/п | Наименование | Значение | 
| 1 | Сопротивление, создаваемое уклоном | 1358,04Н | 
| 2 | Момент, создаваемый уклоном | 11,5Н*м | 
| 3 | Сопротивление, создаваемое инерцией | 26533,4Н | 
| 4 | Момент, создаваемый инерцией | 225,5Н*м | 
| 5 | Сопротивление, создаваемое силами трения | 2942,4Н | 
| 6 | Момент, создаваемый силами трения | 34,6Н*м | 
| 7 | Полный тормозной момент | 202,4Н*м | 
Принят колодочный тормоз типа ТКГ – 200 с номинальным тормозным моментом – 250 Н∙м.
Вычислен расчетный момент для выбора муфты547,1Н*м. Принята муфта зубчатого исполнения с тормозным шкивом типа Мз1-T20 с номинальным моментом 700 Hм.
Вычислен расчетный момент для выбора муфты 18301,4Н*м. Принята муфта зубчатая 2 – 25000 – 140 – 1 – 80 – 1 – 1УЗ ГОСТ 5006 – 8.
| № п/п | Наименование | Значение | 
| 1 | Максимальное усилие в сбегающей ветви тягового каната механизма передвижения | 15939,77Н | 
| 2 | Сопротивление от отклоняющих блоков | 311Н | 
| 3 | Тяговый канат должен выбираться по разрывному усилию | 63759,1Н | 
| 4 | Диаметр барабана | 137,5мм | 
| 5 | Диаметр барабана по дну канавок | 126,5мм | 
| 6 | Длина каната | 73м | 
Принят канат двойной свивки типа ЛК-Р 6х19(1+6+6/6)+1: Канат – 11 – Г – 1 – Н-1666, 66,75 кН. Принят диаметр барабана 250 мм.
Информация о выбранных концевых выключателях сведена в таблицу:
| Тип | Механизм | Привод | Скорость движения, м/с | Число включений в час | Включаемый ток, А | Масса, кг | 
| КУ-703 | Механизм подъема | Самовозврат под действием груза | 0,32 | 600 | 10 | 10,3 | 
| КУ-704 | Механизм передвижения тележки | Фиксированные положения | 0,5 | 600 | 10 | 2,7 | 
| КУ-706 | Механизм передвижения крана | Фиксированные положения | 0,6 | 600 | 10 | 3,3 | 
Для тележки, имеющей скорость 0,63 м/с, приняты пружинные буферы одностороннего действия. В концах рельсовых нитей подкранового пути на расстоянии не менее 500 мм от конца - четыре тупиковых упора ударного типа.
Спецификация – 6 лист
В программе: Компас 3Dv, AutoCAD