Перечень чертежей:
подъема груза 0,32 м/мин
передвижения тележки 0,63 м/мин
передвижения крана 1,17 м/мин
Механизм подъёма крана
тип 4МТМ225L8
мощность 37 кВт
частота вращения, 955 об/мин
тип 1Ц2У-355
передаточное число 25
тип ТКГ-300
тормозной момент, 800 Н*м
Механизм передвижения тележки
тип 4МТF132L6
мощность, 5,5 кВт
частота вращения, 925 об/мин
тип 1Ц2У-250
передаточное число 20
тип ТКГ-160
тормозной момент, 100 Н*м
Механизм передвижения крана
Диаметр 500 мм
Диаметр цапфы 100 мм
Тип рельса Р43 ГОСТ 7173-54
Тип ВКУ-610М
Передаточное число 25
Мощность 29 кВт
Тип 4MTМ200LB8
Мощность, 22 кВт
Частота вращения, 750 об/мин
Тип ТКГ-200
Диаметр шкива 200 мм
Тормозной момент 250 Н*м
Технические требования:
Покраска кабины, корпуса крюковой подвески и внешних элементов ходовой части крана в соответствии с ГОСТ 12.2.058-81
Дополнительные материалы: приведена расчетно-пояснительная записка на 26 страницах, где выполнены:
Несущие элементы конструкции козловых кранов опираются на подкрановый путь с помощью двух опорных стоек. Средний срок службы козловых кранов примерно 20 лет. Наработка на отказ – примерно 3 000 циклов.
Механизм подъема груза состоит из канатной лебедки, полиспаста и грузозахватного органа (крюка, захватной траверсы, грейфера и т. п.). Лебедка содержит приводной электродвигатель, через соединительную муфту связанный с входным валом цилиндрического зубчатого редуктора. Последний вращает барабан. Тормозной шкив смонтирован на валу редуктора.
Механизмы передвижения изготовляют двух видов: с приводом на ходовые колеса тележки и канатный. Механизмы передвижения кранов выполняют в виде одно- или двухколесной ходовой тележки. Приводные тележки снабжены двигателями, через редукторы вращающими ходовые колеса.
На кранах для подъема груза применяют электрические тали. Механизм подвешен к тележкам, перемещающимся по подвесным путям.
К основным параметрам козловых кранов помимо грузоподъемности относятся: пролет, рабочий вылет консоли, высота подъема захватного органа над уровнем головок подкрановых рельсов, а также скорости рабочих движений, размеры, определяющие условия транспортирования груза от консоли к пролетной части: у кранов с двухстоечными опорами это расстояние в свету между стойками опоры, а у кранов с одностоечными опорами — расстояние от грузовой подвески до передней грани опорной стойки. Для устойчивого передвижения кранов по крановым путям должно быть обеспечено определенное (обычно1: 5... 1:7) отношение пролета к колесной базе.
Расчет механизма подъема козлового крана заключается в выборе схемы запасовки и расчета грузового каната, двигателя, редуктора, муфт, тормоза, расчете барабана и крепления концов каната.
Исходные данные: грузоподъемность крана 10 т, скорость подъема груза 0,32 м/c, высота подъема 12,5 м, группа режима работы – М2. Принимаем механизм подъема с сдвоенным трехкратным полиспастом. Подвеска крюковая крановая 3-10-336, массой 145 кг.
№ п/п |
Наименование |
Значение |
1 |
Максимальное усилие в сбегающей ветви каната при статическом нагружении |
17100,1 Н |
2 |
Требуемое усилие каната |
57300 Н |
Принят канат двойной свивки типа ЛК-Р 6х19(1+6+6/6)+1: Канат – 11 – Г – 1 – Н-1578, 62,85 кН
№ п/п |
Наименование |
Значение |
1 |
Минимальный диаметр барабана по средней линии каната |
137,5мм |
2 |
Минимальный диаметр блока по средней линии каната |
154мм |
3 |
Минимальный диаметр уравнительного блока по средней линии каната |
137,5мм |
4 |
Минимальный диаметр барабана по дну канавки |
126,5мм |
5 |
Максимальный диаметр барабана |
422мм |
6 |
Минимальный диаметр блока по дну канавки |
143мм |
7 |
Значение максимального диаметра блока |
165мм |
8 |
Рабочая длина каната |
37,5м |
9 |
Число рабочих витков |
29,1 |
10 |
Длина одного нарезанного участк |
0,42 м |
11 |
Длина барабана |
1,3 м |
Принят диаметр уравнительного блока равным 320 мм. С учетом применения редуктора с тихоходным валом в виде зубчатой муфты принят диаметр барабана равным 400 мм. Длина барабана 1,3м.
По каталогу электродвигателей по расчетной мощности 36,5кВт выбран асинхронный двигатель с фазным ротором 4МТМ 225L8 с номинальной мощностью – 37 кВт и частотой вращения – 955 об/мин, ПВ=40%.
№ п/п |
Наименование |
Значение |
1 |
Частота вращения барабана |
44,6 об/мин |
2 |
Требуемое передаточное число редуктора |
21,4 |
3 |
коэффициент работы редуктора |
1,7 |
4 |
мощность редуктора |
62,05 кВт |
Выбран цилиндрический редуктор 1Ц2У-355 с передаточным числом – 25.
Определены фактическая частота вращения барабана: 38,2 об/мин, фактическая скорость подъёма груза: 0,27 м/с. Отклонение от заданного значения скорости не превышает 15 %, выбранные параметры удовлетворяют заданным значениям.
Определен статистический крутящий момент при торможении – 0,27м/с, расчетный момент 404,7 Н*м. Принят колодочный тормоз с электрогидротолкателями ТКГ- 300 с наибольшим тормозным моментом – 800 Н∙м, с диаметром тормозного шкива 300 мм.
По номинальному крутящему моменту 370 Н*м выбрана муфта зубчатого исполнения с тормозным шкивом типа Мз3-T30.
В качестве материала барабана принят чугун марки СЧ15 (650 МПа). Определены предварительное значение толщины стенки – 4мм, напряжение сжатия в барабане: 354 Мпа. Условие прочности выполняется.
Определена предварительная статистическая нагрузка на колесо 16919,4кН. По ОСТ 24.090.44 – 82 принят диаметр колеса 250 мм. Определен диаметр вала цапфы ходового колеса 50мм.
№ п/п |
Наименование |
Значение |
1 |
Сопротивление сил трения |
945,024 Н |
2 |
Сопротивление от уклона подтележечного пути |
2432 Н |
3 |
Сопротивление, создаваемое силами инерции |
1406,6 Н |
4 |
Сопротивление, создаваемое раскачиванием груза на гибкой подвеске |
355,1 Н |
5 |
Полное сопротивление передвижению |
5138,7 Н |
6 |
Усилие в канате, набегающего на барабан: |
5804,4 Н |
На основании необходимой мощности электродвигателя, равной 4300 Вт, принят асинхронный электродвигатель с фазным ротором типа 4MTF 132L6 с номинальной мощностью – 5,5 кВт, с частотой вращения – 925 об/мин.
№ п/п |
Наименование |
Значение |
1 |
Частота вращения колеса тележки |
48,15 об/мин |
2 |
Передаточное число механизма передвижения тележки |
19,21 |
3 |
Угловая скорость вала двигателя |
591,6 рад/с |
4 |
Номинальный момент на валу электродвигателя |
9,29 Н*м |
5 |
Максимальный момент на валу двигателя |
26,1 Н*м |
6 |
Расчетный крутящий момент на тихоходном валу редуктора |
475,1 Н*м |
Выбран редуктор крановый 1Ц2У-250 с передаточным числом – 20.
№ п/п |
Наименование |
Значение |
1 |
Момент, создаваемый уклоном |
2,5 Н*м |
2 |
Сопротивление, создаваемое инерцией |
1406,6Н |
3 |
Момент, создаваемый инерцией |
7,6 Н*м |
4 |
Сопротивление, создаваемое силами трения |
150,4Н |
5 |
Момент, создаваемый силами трения |
1,12 Н*м |
6 |
Полный тормозной момент |
8,88 Н*м |
Принят колодочный тормоз типа ТКГ – 160 с тормозным моментом – 100 Н∙м.
Вычислен расчетный момент - 56,8 Н*м. Принята муфта зубчатого исполнения с тормозным шкивом типа Мз1-T20.
Приняты две муфты зубчатого исполнения МЗ-1-Н20 по ГОСТ 50895, с номинальным крутящим моментом 710 Н·м.
Предварительная статистическая нагрузка на колесо 124487,7Н.
Принят диаметр колеса 500 мм, типоразмер рельса – Р43 ГОСТ 7173 – 54.
№ п/п |
Наименование |
Значение |
1 |
Сопротивление сил трения |
6,79 кН |
2 |
Диаметр вала цапфы ходового колеса |
100мм |
3 |
Сопротивление от уклона подкранового пути |
1358,04 Н |
4 |
Ветровая нагрузка |
6750Н |
5 |
Полное сопротивление передвижению |
14898,2 Н |
Определена расчетная суммарная мощность двух электродвигателей механизмов передвижения крана 44,7об/мин, расчетная мощность одного двигателя, рассчитываемая по рекомендациям 11,3кВт. Принят асинхронный электродвигатель с фазным ротором 4MTМ200LB8 с номинальной мощностью 22 кВт, с частотой вращения 750 об/мин.
№ п/п |
Наименование |
Значение |
1 |
Частота вращения колеса крана |
44,7 об/мин |
2 |
Передаточное число механизма передвижения |
20,1 |
3 |
Угловая скорость вала двигателя |
492,98 рад/с |
4 |
Номинальный момент на валу электродвигателя |
44,6Н*м |
5 |
Максимальный момент на валу двигателя |
124,88Н*м |
6 |
Расчетный крутящий момент на тихоходном валу редуктора |
2841,02Н*м |
Принят вертикальный цилиндрический редуктор типа ВКУ – 610М с передаточным числом – 25
№ п/п |
Наименование |
Значение |
1 |
Сопротивление, создаваемое уклоном |
1358,04Н |
2 |
Момент, создаваемый уклоном |
11,5Н*м |
3 |
Сопротивление, создаваемое инерцией |
26533,4Н |
4 |
Момент, создаваемый инерцией |
225,5Н*м |
5 |
Сопротивление, создаваемое силами трения |
2942,4Н |
6 |
Момент, создаваемый силами трения |
34,6Н*м |
7 |
Полный тормозной момент |
202,4Н*м |
Принят колодочный тормоз типа ТКГ – 200 с номинальным тормозным моментом – 250 Н∙м.
Вычислен расчетный момент для выбора муфты547,1Н*м. Принята муфта зубчатого исполнения с тормозным шкивом типа Мз1-T20 с номинальным моментом 700 Hм.
Вычислен расчетный момент для выбора муфты 18301,4Н*м. Принята муфта зубчатая 2 – 25000 – 140 – 1 – 80 – 1 – 1УЗ ГОСТ 5006 – 8.
№ п/п |
Наименование |
Значение |
1 |
Максимальное усилие в сбегающей ветви тягового каната механизма передвижения |
15939,77Н |
2 |
Сопротивление от отклоняющих блоков |
311Н |
3 |
Тяговый канат должен выбираться по разрывному усилию |
63759,1Н |
4 |
Диаметр барабана |
137,5мм |
5 |
Диаметр барабана по дну канавок |
126,5мм |
6 |
Длина каната |
73м |
Принят канат двойной свивки типа ЛК-Р 6х19(1+6+6/6)+1: Канат – 11 – Г – 1 – Н-1666, 66,75 кН. Принят диаметр барабана 250 мм.
Информация о выбранных концевых выключателях сведена в таблицу:
Тип |
Механизм |
Привод |
Скорость движения, м/с |
Число включений в час |
Включаемый ток, А |
Масса, кг |
КУ-703 |
Механизм подъема |
Самовозврат под действием груза |
0,32 |
600 |
10 |
10,3 |
КУ-704 |
Механизм передвижения тележки |
Фиксированные положения |
0,5 |
600 |
10 |
2,7 |
КУ-706 |
Механизм передвижения крана |
Фиксированные положения |
0,6 |
600 |
10 |
3,3 |
Для тележки, имеющей скорость 0,63 м/с, приняты пружинные буферы одностороннего действия. В концах рельсовых нитей подкранового пути на расстоянии не менее 500 мм от конца - четыре тупиковых упора ударного типа.
Спецификация – 6 лист
В программе: Компас 3Dv, AutoCAD