Дополнительные материалы: прилагается расчетно-пояснительная записка на 4 страницах, где описан технологический процесс сборки двигателя по блокам.
Перед сборкой все масляные каналы коленчатого вала и блока цилиндров промывают керосином с помощью ерша и продувают сжатым воздухом.
В блок цилиндров сначала устанавливают недостающие штифты и шпильки. Высоту установки проверяют шаблоном. Потом проверяют правильность комплектования гильзами. Они должны быть одной размерной группы. Выступание торцев гильз должно быть в пределах, которые допускаются техническими условиями. Затем проверяют правильность комплектования крышек по постелям блока.
Сборка и укладка коленчатого вала заключается в проверке установки сепарирующих трубок в плоскостях шатунных шеек, запрессовке штифтов во фланец коленчатого вала, протирке гнезд и вкладышей подшипников, смазке постели блока, установке упорных полуколец и др. вал должен вращаться от усилия руки за штифт фланца.
В шатунно-поршневой группе перед ее установкой в блок расставляют на поршне кольца, смазывают шатунные вкладыши, поршень и вкладыши дизельным маслом и надевают спецприспособление для сжатия поршневых колец. Шейку коленчатого вала соединяют с шатуном и затягивают гайки.
Во время установки распредвала в блок обязательно следят за совмещением меток на шестернях распределительного и коленчатого валов. Коленчатый вал проворачивают несколько раз, шестерни при этом должны вращаться без заеданий и свободно. Потом устанавливают толкатели.
Прокладку, смазанную с двух сторон графитной пастой, укладывают на поверхность блока и устанавливают головку блока в сборе. Постепенно затягивают гайки шпилек крепления, начиная с центральной. Окончательный затяг гаек проводится динамометрическим ключом. Затем устанавливают и закрепляют водяной патрубок, корпус колпака головки с прокладкой и впускной коллектор. Также проводят установку клапанного механизма в боре и штанг толкателей. Коромысла должны свободно проворачиваться на оси. Если необходимо, то коромысла снимают и правят.
Смазочным материалом наполняют плоскость фланца коленвала и подшипника. Сцепление в сборе с ведомым диском надевают на технологический вал и устанавливают во фланец коленвала до упора, тем самым совмещают ведущие пальцы в маховике с парами нажимных дисков. Упорный диск закрепляется на маховике. Корпус подшипника запрессовывают в крышку сцепления. В цапфы муфты включения устанавливают проушины вилки включения. Крышку сцепления устанавливают на двигатель. Проводится регулировка зазора между втулкой муфты или подшипника выключения и концами отжимных рычагов и ход выключения. Вал сцепления должен от усилия руки легко вращаться на подшипниках при выключенном положении, при включенном – вместе с коленвалом.
В ходе выполнения работы было приведено описание сборки двигателя по блокам, а точнее блока цилиндров, коленчатого вала, шатунно-поршневой группы, распределительного вала, головки блока, клапанного механизма и сцепления.
В программе: Компас 3D v