Перечень чертежей:
1. Чертеж карты дефектации гильзы цилиндра двигателя ЗИЛ-130 А1 с возможными дефектами со способом устранения:
Дополнительные материалы: Пояснительная записка на 9 стр.
В пояснительной записке была рассмотрена дефектация гильзы цилиндра двигателя ЗИЛ-130. Гильза изготовлена из специального модифицированного серого чугуна СЧ-18-36.
Износ зеркала гильз и цилиндров – наиболее часто встречающийся дефект – происходит в результате трения поршневых колец о зеркало гильзы при наличии в зоне трения абразивных частиц, ограниченной смазки или ее отсутствия, из-за повышенных температур и наличии агрессивных сред.
Износ деталей в сопряжении гильза-кольцо приводит к ухудшению пусковых качеств, повышению расхода топлива и масла, падению компрессии, и как следствие мощности двигателя.
В процессе работы деталь испытывает механические нагрузки, сопровождающиеся коррозионно-механическим и молекулярно-механическим износом.
Основными явлениями, характеризующими данные виды износа, являются молекулярное схватывание, перенос материала, разрушение возникающих связей, вырывание частиц и образование продуктов химического взаимодействия металла с агрессивными элементами среды.
Проведен анализ существующих способов восстановления гильзы цилиндров.
Способ ремонтных размеров. Сущность его состоит в том, что происходит восстановление за счет изменения номинальных размеров вследствие механической и электрохимической обработок, при этом сопрягаемая деталь заменяется на новую чтобы обеспечить регламентированную посадку в сопряжении.
Следующий способ: постановка дополнительных деталей. Учитывая характер износа гильз целесообразно восстанавливать их путем установки хромированных стальных втулок (длиной 60-70 мм) в верхней части цилиндра. Данный способ предусматривает использование гильз ремонтных размеров и представляет собой комбинацию способов ремонтных размеров и дополнительных деталей.
Контактная приварка стальной ленты, индукционная центробежная наплавка, термопластическое обжатие. Каждый из этих способов реализуется при разогреве материала восстанавливаемой детали, что приводит к изменению его структуры и возникновению дополнительных поверхностных дефектов, что снижает долговечность восстановленных деталей. При контактной приварке ленты ухудшаются условия теплоотвода из рабочей зоны из за малой площади контакта ленты с цилиндром (в отдельных точках.
Способ металлизации. Цилиндры, восстановленные по этой технологии, отличаются высокой износостойкостью и не уступают новым, прошедшим закалку токами высокой частоты. Однако в связи с тем, что прочность сцепления наносимых покрытий с основным металлом составляет 15-20 МПа, цилиндры, восстановленные данным способом, обладают низкой надежностью, что сдерживает широкое внедрение данного способа в ремонтное производство.
В условиях мастерской наиболее приемлемым способом восстановления является – постановка дополнительной детали (ленты) с последующей обработкой до номинального размера.
Приведены основные дефекты гильзы цилиндров.
Наименование дефекта |
Способ устранения |
Износ или задиры отверстия под поршень |
Расточка с последующим хонингованием под РР. Армированием лентой |
Износ нижнего посадочного пояска |
Гальваническим натиранием до размера по рабочему чертежу |
Износ верхнего посадочного пояска |
Гальваническим натиранием до размера по рабочему чертежу |
Построена схема технологического процесса устранения дефектов.
В программе: Компас 3D v