Внешний окружной модуль 9,8
Число зубьев 32
Тип зуба прямой
Нормальный исходный контур ГОСТ 137554-81
Коэффициент смещения -0,4
Коэффициент изменения толщины зуба 0
Угол делительного конуса 24°
Степень точности по ГОСТ 1758-81 8-В
Постоянная хорда зуба в измерительном сечении 5,65-0,148-0,301
Межосевой угол передачи 90°
Средний окружной модуль 6,45
Внешнее конусное расстояние 167,5
Среднее конусное расстояние 140
Средний делительный диаметр 120
Угол конуса впадин 16°
Рабочие поверхности зубьев цементировать глубиной 0,8-1,2 ТВЧ 51-63 HRCэ. Остальное 240 HB.
Острые кромки зубьев притупить радиусом 0,2 мм.
Число зубьев 12
Средний окружной модуль 4,255
Точность отливки 8-0-0-7 См 0.8 ГОСТ 26645-85.
Формовочные уклоны примерно 3°.
Неуказанные радиусы max 2 мм.
Дополнительные материалы: прилагается расчетно-пояснительная записка на 24 страницах, где описано проектирование главной передачи на основе аналогичного прототипа автомобиля МАЗ-509.
Назначение главной передачи в том, чтобы увеличить крутящий момент и уменьшить скорость вращения ведущих колес до нужных значений, и для передачи вращательного движения под углом.
Требования, предъявляемые к главной передаче:
Главные передачи подразделяют по числу, виду и расположению зубчатых колес. Они бывают одинарные, конические, двойные, гипоидные, червячные, цилиндрические, центральные, двухступенчатые, разнесенные двойные.
Показана кинематическая схема проектируемой главной передачи. Разрабатываемая передача разнесенная двойная.
Для изготовления основных деталей выбраны следующие материалы. Сталь 20ХГМНТА для ведущей конической шестерни, сталь 15ХГН2ТА для ведомой конической шестерни.
Определено число зубьев шестерен главной передачи и выбраны исходные данные для расчета конической передачи с круглыми зубьями. Данные занесены в таблицу:
№ |
Название |
Значение |
1 |
Передаточное число конической пары |
6,57 |
2 |
Расчетный момент |
5926,16 Нм |
3 |
Максимальный динамический момент |
21667,14 Нм |
4 |
Внешнее конусное расстояние |
167,5 мм |
5 |
Внешний окружной модуль |
9,8 мм |
6 |
Ширина зубчатого венца |
55 мм |
7 |
Среднее конусное расстояние |
140 мм |
8 |
Средний нормальный модуль |
6,45 мм |
9 |
Угол делительного конуса |
69° |
10 |
Относительная ширина контакта шестерни |
0,56 мм |
11 |
Коэффициент осевого перекрытия |
1,64 |
Проведен расчет на контактную усталость. Расчетные контактные напряжения составили 0,468 МПа. Найден расчетный момент в зависимости от передаточного числа раздаточной коробки и составлена таблица параметров для всех передач. Также определено допускаемое напряжение при длительном пределе контактной выносливости – 1150 МПа.
Высчитано напряжение на усталость при изгибе – 394 Нм, максимальное контактное напряжение на активных поверхностях зубьев – 10267 МПа и максимальное напряжение изгиба – 1182 МПа.
Выполнен расчет валов передачи на статическую прочность и показаны эпюры изгибающих моментов. Результаты расчетов для ведомого вала приведены в таблице:
№ |
Название |
Значение |
1 |
Реакция опоры С в вертикальной плоскости |
24421 Н |
2 |
Реакция опоры D |
18315 Н |
3 |
Реакция опоры С в горизонтальной плоскости |
24161 Н |
4 |
Реакция опоры D |
1386 Н |
5 |
Изгибающий момент в опасном сечении ведомого вала |
51518666 Н*мм |
6 |
Крутящий момент |
5598,42 Нм |
7 |
Диаметр ведомого вала |
80 мм |
8 |
Напряжение кручения |
6,8 МПа |
9 |
Общий коэффициент запаса прочности по пределу текучести |
5,8 |
10 |
Общий коэффициент запаса прочности по пределу прочности |
7,6 |
Подбор подшипников зависит от динамической грузоподъемности. Для этого сначала рассчитывают эквивалентную динамическую грузоподъемность – 158918,47 Н, затем фактическое число циклов нагружения – 104,4. В результате динамическая грузоподъемность – 746916,8 Н. Для ведущего вала главной передачи подобран роликовый подшипник 7218НМ ГОСТ 831-75, для ведомого – шариковый радиально-упорный подшипник 36216К6 ГОСТ 831-75.
Проектируемый узел разрабатывался на основе прототипа главной передачи МАЗ-509. Отличие только в геометрических размерах деталей. Это связано с уменьшением веса автомобиля и его грузоподъемности, изменением максимального крутящего момента и повышением максимальной частоты вращения коленвала двигателя.
В ходе проектирования было рассмотрено назначение главной передачи и требования, предъявляемые к ней. Описана классификация передачи. Показана кинематическая схема разрабатываемой передачи и подобран материал для основных деталей.
Выполнен расчет конических шестерен и проведена проверка зубьев на усталостную прочность при изгибе.
Рассчитаны ведущий и ведомый вал главное передачи. Определены их диаметры и проверены по коэффициенту запаса прочности по пределу текучести и прочности.
Выбраны подшипники по динамической грузоподъемности.
Проведено сравнение конструкции разрабатываемого узла с аналогичным прототипом МАЗ-509.
Спецификация – присутствует на чертеже
В программе: Компас 3D v