Перечень чертежей:
Дополнительные материалы: прилагается расчетно-пояснительная записка на 75 листах.
В пояснительной записке разработана коробка передач автобуса МАЗ-215, являющаяся элементом трансмиссии.
Трансмиссия автобуса предназначена для передачи крутящего момента от двигателя к ведущим колесам, изменения величины и направления крутящего момента и перераспределения крутящий момент между ведущими колесами.
Коробка передач служит для изменения крутящего момента, скорости и направления движения автобуса, а также длительного разъединения двигателя от трансмиссии.
Выполнено определение передаточных чисел элементов трансмиссии.
Принято количество ступеней коробки передач – 4. Определено передаточное число высшей передачи 0,917.
Произведен расчет коробки передач. Сделан расчет зубчатых колес. Рассчитан КПД зубчатого зацепления 0,99 и КПД пары подшипников 0,999. Вычислены моменты и обороты на валах коробки передачи. Приведен пример расчета для ведущего зубчатого колеса третьей передачи с определением параметров:
| № | Наименование | Значение | 
| 1 | Диаметр начальных окружностей | |
| - Ведущее колесо | 90,9 мм | |
| - Ведомое колесо | 409,1 мм | |
| 2 | Коэффициенты пробега: | |
| - Расчетная удельная сила | 0,301 | |
| - Среднее значение удельных окружных сил | 0,115 | 
Определено напряжение изгиба для шестерни 471,96 МПа, максимальное расчетное контактное напряжение 1462,1 МПа. Произведены аналогичные расчеты для всех колес. Выполнен расчет валов. Произведен уточненный расчет промежуточного, выходного, первичного валов с определением основных значений и построением эпюр.
Сделан расчет подшипников. Приняты подшипники:
Приведен проверочный расчет подшипников.
Выполнен расчет шлицевого соединения выходного вала коробки передач.
Принято прямобочное щлицевое соединение ГОСТ 1139080, серия тяжелая, 16х62х72 мм.
Произведен расчет фланцевого соединения выходного вала КП и карданного вала. По расчетам принята резьба М16. Сделан расчет фрикционных муфт с определением основных значений.
Приведен расчет механизма переключения передач. Рассчитаны показатели:
| № | Наименование | Значение | 
| 1 | Общее передаточное число механического привода | 45,83 | 
| 2 | Свободный ход рычага | 42,4 мм | 
| 3 | Рабочий ход педали | 119,7 мм | 
| 4 | Усилие на рычаге | 230 Н | 
| 5 | Усилие на каретке | 2611 Н | 
Выполнен расчет гасителей крутильных колебаний полужесткой муфты.
Сделан выбор основных размеров карданного шарнира. Принят 8 типоразмер. Выбран подшипник 804709. Произведен расчет ведущего моста с определением максимального момента по двигателю 5735,06 Н×м.
В данной работе выполнен проект коробки передач автобуса МАЗ-215, являющейся элементом трансмиссии.
Спецификация – 2 листа
В программе: Компас 3D v


 
