Чертёж трёхмерной модели штурвальной колонки Ту-154, А1.
Показана изометрическая проекция механизма с позициями деталей.
П-образный штурвал имеет вертикальные части для рук пилота, сверху вбок на него выведена кнопка. Ось вращения и качения проходит по центру и реализована трубой, уходящей вниз. Под полом кабины самолёта размещается управляющий аппарат. Он соединяет механические тяги и талрепы со штурвальной опорой, передавая им необходимые движения. От них действия сообщаются на управляющую гидравлическую аппаратуру, соединённую с исполнительными элементами самолёта.
Переходные части выполнены в виде длинных втулок с наборами проушин, вилок, поворотных конструкций, рычагов.
Наклон штурвала «на себя» приводит в действие тягу гидрораспределителя, подающего масло на цилиндры закрылок и машина уходит вверх. Противоположное управляющее движение направляет самолёт вниз. Повороты влево-вправо передают механическое воздействие на управляющие механизмы в хвостовой части. Силовая схема рассчитана, чтобы обеспечивать работу со штурвалом пилота в сидячем положении от двух рук.
Детали колонки изготавливаются литьём и штамповкой с последующим термоупрочнением. Крепёжные изделия выполнены из углеродистой качественной стали и закалены. Заложен соответствующий запас прочности для авиационной техники. В ходе обучения лётного состава штурвальному управлению проводятся занятия на тренажёре-симуляторе. Подвижные части колонки располагаются в подрамнике и кронштейнах внутри фюзеляжа. Талрепами можно регулировать длину тяг и настраивать нужное срабатывание.
Программа: AvtoCAD