Перечень чертежей:
Технические требования:
Конструкция экскаватора должна обеспечивать:
Дополнительные материалы: приведена расчетно-пояснительная записка на 38 страницах, где выполнены:
В данном проекте разработан экскаватор с гибкой подвеской рабочего оборудования на пневмоколесном шасси Э-656. Существуют различные конструкции рабочих органов и оборудования экскаваторов с гибкой подвеской. Рассмотрены некоторые из них: патент RU 2310046 Е02F9/22 (экскаваторы на пневмоколесном ходу с гидромеханическим приводом), патент RU 2491389 E02F3/40 (рабочее оборудование выемочно-погрузочных машин), патент RU 881226 E02F5/06 (одноковшовые экскаваторы и другие машины с гибкой подвеской рабочего оборудования).
Экскаватор Э-656 на пневмоколесном ходу, созданный на базе гусеничного экскаватора Э-652, имеет рабочее оборудование прямой и обратной лопат, драглайна и грейфера с ковшом емкостью до 0,65 м3 и оборудование крана грузоподъемностью 10 т.
Необходимое снижение скоростей подъема и опускания стрелы при работе краном достигнуто за счет установки дополнительного шестеренно-червячного реверса стрелы. Для снижения числа оборотов поворотной платформы до 1 об/мин и хода до 0,35 км/ч в двухскоростном редукторе поворотного механизма изменено передаточное отношение шестерен. Стрела крана снабжается специальным телескопическим упором.
Ходовая часть экскаватора состоит из двух ведущих мостов. Передний мост опирается на сдвоенные пневматические колеса, задний - на одинарные. Рулевое управление автомобильного типа, с пневматическим сервоусилением. Ходовая часть имела аутриггеры - выдвижные сзади и поворотные около передней оси (внутри базы).
Привод экскаватора осуществляется от дизеля КДМ-100. Фактическая потребная мощность – 80 л.с. Скорость передвижения – до 17 км/ч, вес с оборудованием прямой лопаты 22,4 т.
Торможение груза и стрелы производится работающим двигателем. Управление механизмами крана-экскаватора пневматическое. На кране-экскаваторе предусмотрены независимое управление стрелоподъемной лебедкой.
При работе крана возможно совмещение следующих движений: подъема (опускания) груза с поворотом; подъема (опускания) груза с передвижением крана; изменения вылета стрелы с ее поворотом; изменения вылета стрелы с передвижением крана.
Для предотвращения запрокидывания стрелы имеется телескопический упор. По железной дороге кран перевозится со снятой стрелой. По шоссе кран буксируется автомобилем ЯАЗ-210 (КрАЗ) или МАЗ-500.
В качестве аналога взят экскаватор Э-656. Объем ковша прямой лопаты в данном случае равен 0,6 м3.
Результаты расчета:
№ п/п |
Наименование |
Значение |
1 |
Масса экскаватора |
20,67т |
2 |
Мощность силовой установки |
60,92кВт |
3 |
Масса рабочего оборудования |
4,134 т |
4 |
Масса стрелы |
2,6 т |
5 |
Масса ходового оборудования |
6,82 т |
6 |
Масса платформы с противовесом и механизмами, силовым оборудованием и надстройкой |
10,335 т |
7 |
Масса кузова и механизмов управления |
1,75 т |
8 |
Масса лебедки |
1,86 т |
9 |
Масса привода |
1,55 т |
10 |
Масса противовеса |
1,034 т |
11 |
Время цикла экскаватора |
23,77с |
12 |
Высота кузова |
3,14м |
13 |
Радиус платформы |
2,52м |
14 |
Высота пяты стрелы |
1,59м |
15 |
Радиус пяты стрелы |
1,11м |
16 |
Высота двуногой стойки |
3,42м |
17 |
Ширина хода |
2,56м |
18 |
Длина стрелы |
5,61м |
19 |
Наибольшая высота копания |
5,32м |
20 |
Высота выгрузки |
3,24м |
21 |
Радиус выгрузки |
5,82м |
При работе одноковшовых экскаваторов их рабочие органы, механизмы и металлоконструкции подвергаются нагрузкам, которые изменяются в широких пределах. Поэтому для определения мощности, затрачиваемой на работу основных механизмов, необходимо найти сопротивления, возникающие при выполнении отдельных операций.
Найдены касательная (178,89кН) и нормальная (53,66кН0 составляющие общего сопротивления грунта копанию.
Результаты расчета подъемного и напорного механизмов:
№ п/п |
Наименование |
Значение |
1 |
подъемное усилие |
344,38кН |
2 |
мощность привода подъема ковша |
243,1 кВт |
3 |
Рабочее усилие в подъемном канате лебедки при использовании сдвоенного полиспаста |
186,83 кН |
4 |
Максимальное усилие подъема |
516,57кН |
5 |
Максимальное рабочее усилие в подъемном канате |
560,51 кН |
6 |
Диаметр барабана подъема ковша |
1134 мм |
7 |
Передаточное число механизма подъема |
2,16 |
На одну ветвь подъемного каната приходится усилие в 280,1 кН. Выбран диаметр каната - двойная свивка типа ЛК-Р конструкции 6x19 (1+6+6/6)+1 о.с. (ГОСТ 2688-80) диаметром 42,0 мм и разрывным усилием 1185 кН.
Активное напорное усилие определено для трех расчетных положений: начало копания – 446,12 кН; конец копания – 541,50 кН; при полностью выдвинутой рукояти с подъемом груженого ковша в крайнее верхнее положение – 265,20 кН. Приведены размерные схемы экскаватора и многоугольники сил для расчета усилия напора в трех положениях.
Найдена мощность напорного механизма для максимального усилия напора: 381,88 кВт. Определена эксплуатационная производительность - 69,68 м3/ч.
Устойчивость экскаватора проверяется для двух режимов – транспортного и рабочего, причем в каждом режиме рассматривается два положения.
В транспортном режиме два положения: при движении на подъём и при спуске. Определен предельный угол подъёма - 22º. Коэффициент запаса устойчивости при потере устойчивости относительно задних колёс - 1,24>1,2. Коэффициент запаса устойчивости при опрокидывании при движении относительно точки контакта с опорной поверхностью направляющих колёс – 2,76 >1,2. Условие устойчивости выполняется.
В рабочем режиме два положения: при полной загрузке ковша и при выгрузке материала. Определена реакция грунта на зубьях ковша экскаватора – 138 кН. Коэффициенты запасы устойчивости при полной загрузке - 1,17>1,15; при разгрузке материала - 1,16>1,15. Условие выполняется.
В проекте описана техника безопасности, охрана окружающей среды и ресурсосбережение при работе машины, роль метрологии и стандартизации при проектировании машин.
Заключение:
В ходе выполнения модернизации рабочего оборудования экскаватора с гибкой подвеской рабочего оборудования (прямой лопаты) на пневмоколесном ходу на базе прототипа Э-656 проведен патентный анализ конструкций в сфере экскаваторов с гибкой подвеской, описаны предложения по модернизации экскаватора, выполнены основные расчеты параметров машины, рабочего оборудования, расчет на устойчивость в транспортном и рабочем положениях.
Спецификация – 2 лист
В программе: Компас 3Dv, AutoCAD