Перечень чертежей:
Дополнительные материалы: прилагается расчетно-пояснительная записка на 67 листах.
В пояснительной записке разработана конструкция устройства навесного на базе трактора МТЗ-82 для очистки от спрессованного снега и наледи.
Приведены общие сведения о содержании дорог в зимний период. Рассмотрены цель и задачи зимнего содержания дорог. Главной задачей зимнего содержания дорог является обеспечение беспрепятственного движения транспортных средств и пешеходов. Приоритетным условием качественного выполнения работ является их своевременность.
Перечень технологических операций, производимых в зимний период:
Приведены физико-механические свойства снега.
Рассмотрена технология зимнего содержания дорог.
Проведен обзор и анализ машин для зимнего содержания дорог, где изучены:
Выполнен обзор современных конструкций навесных снегоуборочных оборудований на различных типах базовых шасси.
Для содержания тротуаров, дорог и аэродромов зимой, очистки от снега и наледи используются шесть основных типов оборудования: плужные (боковой, передний, скоростной отвалы, задний скребок); щеточные; роторные (с плужно-, шнеко- и фрезерно-роторным рабочими органами); скребковые транспортеры; вакуумные; тепловые и распределители противогололедных (технологических) материалов.
Произведена разработка и расчет навесного устройства для очистки от наледи и спрессованного снега.
Описано устройство и принцип его работы.
Спроектировано навесное устройство к трактору, которое позволяет повысить производительность и эффективность работ при очистке от наледи и спрессованного снега автомобильных дорог и тротуаров.
Устройство выполнено из сварной рамы, на которой установлены ротор, шнек с двумя скребками, спаренные колёса, карданный вал, конический редуктор, цепные передачи привода ротора, цепные передачи привода шнека, гидроцилиндров подъёма и опускания рамы, гидроцилиндров подъёма и опускания шнека с двумя скребками, а также подшипниковые опоры и валы трансмиссии.
Ротор состоит из вала, на торцах которого установлены на подшипниках скольжения зубчатые колёса, а на шпонках с определённым шагом — дисковые пилы. Через эти пилы проходят четыре оси, на которых шарнирно установлены молотки с пластинами с заострённой кромкой, подшипниковые опоры и шкивы клиноременной передачи.
Шнек состоит из вала со спиралями левого и правого направления, подшипниковых опор с направляющими стойками, шкивов клиноременной передачи, двух скребков — левого и правого.
Транспортное положение устройства следующее: за счёт максимального выдвижения штоков цилиндров рама поднята в верхнее положение; за счёт максимального втягивания штоков цилиндров шнек с двумя скребками поднят в верхнее положение.
Устройство работает следующим образом. Машинист (водитель) включает вал отбора мощности, и крутящий момент через карданный вал, конический редуктор, валы трансмиссии, цепные передачи раскручивает ротор и шнек до достижения ими определённых значений частоты вращения. После этого машинист с помощью гидроцилиндра опускает раму с ротором на поверхность наледи и оставляет ротор в плавающем положении. При опускании дисковые пилы ротора разрезают поверхность наледи на полосы, а молотки с пластинами с заострённой кромкой ударяют по поверхности наледи, разбивают её и отделённые куски отбрасывают в сторону вращающегося шнека с двумя скребками.
Ротор начинает вибрировать от ударов молотков по поверхности наледи, при этом зубья опорных зубчатых колёс под действием веса ротора попадают в трещины наледи и проходят в её толщу до упора в асфальтовое дорожное или тротуарное покрытие. С учетом того, что наружный диаметр зубьев опорных зубчатых колёс на 20 мм больше наружного диаметра дисковых пил и молотков с пластинами с заострённой кромкой, при разрушении наледи и спрессованного снега предупреждается повреждение покрытия дорог и тротуаров. В начале движения агрегата машинист с помощью гидроцилиндров опускает шнек с двумя скребками и опорные спаренные колёса на очищенный от наледи асфальт, при этом наружная поверхность зубьев дисковых пил ротора находится от поверхности асфальта на расстоянии 5—10 мм. При перемещении агрегата скребки производят зачистку асфальта, а спирали левого и правого направления вала перемешают к продольной оси симметрии агрегата разрушенную наледь, тем самым образуя валок, который затем убирается уборочной техникой.
Сделано определение мощности, необходимой для работы устройства, которая равна 46,22 кВт. Рассчитана мощность двигателя, равная 60 кВт. Установлено, что мощности двигателя базового трактора МТЗ-82 достаточно для работы устройства.
Произведен кинематический расчет. Рассчитано общее передаточное отношение 5,45, передаточное число цепной передачи 1,15, общий КПД привода 0,78.
Выполнен расчет конической зубчатой передачи. Принят материал для шестерни и колеса сталь 40Х. Приведен расчет цепной передачи от редуктора к валу ротора. Принята однорядная цепь ПР-44,45-17240.
Сделан расчет цепной передачи от вала ротора к валу шнека с определением основных значений, где принята цепь ПР-25,4-5670.
Выполнено определение показателей экономической эффективности от внедрения новой техники.
Рассмотрена техника безопасности при эксплуатации машин и охрана окружающей среды с описанием разделов:
В данной работе выполнен проект по разработке конструкции навесного устройства для очистки от наледи и спрессованного снега на базе трактора МТЗ-82.
Спецификация – 3 листа
В программе: Компас 3D v, AutoCad