Перечень чертежей:
На чертежах указаны допуски, радиусы скруглений, шероховатости, технические требования:
Дополнительные материалы: приведена расчетно-пояснительная записка на 29 страницах, где выполнен выбор направления для разработки. Одним из средств, повышающих производительность труда технического обслуживания транспортных средств, является использование подъемно-осмотрового оборудования. Предложен проект разработки канавы широкого типа с применением оборудования для самовывешивания машин.
Выполнен классификационный анализ. По функциональному назначению выделяют: подъемно-осмотровое и подъемно-транспортное оборудование. По способу заезда машины на канаву: тупиковые и прямоугольные. По ширине канавы: узкие и широкие. По устройству канавы: межколейные и боковые, с колейными мостами, с дополнительной эстакадой, траншейные и изолированные. Приведено их краткое описание. Рассмотрены преимущества осмотровых канав в сравнении с напольными подъемниками, а также их недостатки.
Специальная канава широкого тупикового типа - рабочее место для технического обслуживания или ремонта машин. Рельсовая колея специальной канавы уже колеи машины, при этом ширина канавы по всей длине значительно шире колеи машины. Основные преимущества канавы: возможность полного вывешивания всех колес машины; возможность производить работу одновременно со всех сторон; возможность быстрой смены любого агрегата; возможность быстрого выполнения любых работ и смазки автомобиля; простота конструкции; применение для различных машин; надежность конструкции; прямоточная организации работы.
При наличии на канаве свыше двух постов оборудование для самовывешивания машины, освобождающееся от машины в конце канавы, возвращается обратно к ее началу по рельсовому пути в желобе под полом. Тупиковый вариант канавы имеет въездной трамплин. Рельсовый путь, выполненный из рельсов или швеллерных балок, при тупиковом варианте канавы установлен горизонтально. Концы рельсов на участке трамплина имеют уклон до 10%. Рельсовый путь укреплен на вертикальных стойках. Вдоль канавы над ее серединой проложен монорельс для перемещения оборудования с подъемной талью. В полу канавы имеется углубление для установки двух бочек: для сбора отработавшего масла из картера двигателя и для сбора смазки из ведущего моста и коробки передач.
Для вывода наружу отработавших газов при работе двигателя служат два трубопровода, расположенные в правой стене канавы и снабженные гибкими шлангами и наконечниками, надеваемыми на трубы глушителей. Приведен порядок въезда и съезда машины на канаву. Представлена схема и спецификация специальной канавы широкого типа (тупиковый вариант).
Описано оборудование для самовывешивания машин.
Комплект устройства-катка предназначен для самовывешивания машин над канавой широкого типа при выполнении технического обслуживания. В комплект входят два или три устройства-катка. Каждое устройство состоит из: рамы с катками, правого и левого выдвижных кронштейнов.
Рама H-образной формы состоит из двух лонжеронов, соединенных между собой при помощи сварки двумя поперечинами, соединенными четырьмя планками. К боковым стенкам лонжеронов приварены четыре бобышки, в конические отверстия которых вставлены концы осей катков. Катки, отлитые из чугуна, вращаются на шариковых подшипниках, насаженных на цилиндрические шейки осей катков. Для предохранения подшипников от попадания в них грязи служат литые крышки. К верхним полкам лонжеронов приклепываются скобы кронштейнов из полосовой стали. При сварке рамы пользуются зажимным приспособлением для меньшего перекоса деталей. После сварки раму проверить и выправить так, чтобы ее лонжероны были параллельны между собой и лежали в одной плоскости. Скобы кронштейнов имеют отверстия диаметром 36 мм для прохода стержней вилок. Отверстия такого же диаметра сверлятся в верхних полках лонжеронов. Крюки, приваренные снизу поперечин, предназначены для надевания на них цепи, которая выводит тележку из углубления въездного трамплина под картер моста. Приведена спецификация оборудования для самовывешивания.
Выдвижной кронштейн спаривается из двух швеллеров. Сбоку к нему приваривается стойка с пазами для скольжения по верхним полкам швеллеров поперечин. После сварки кронштейн правится, сварочные швы зачищаются заподлицо. В кронштейне просверливают две пары отверстий 35 мм для прохода стержней вилок, приклепываются фиксаторы, предохраняющие вилки от поворачивания.
Канава широкого типа оснащена необходимым количеством тележек и комплектом вилок, на которых покоятся мосты машин или детали подвески их колес. Втулки надеваются на стержни вилок.
Приведена схема опорной вилки для самовывешивання задних колес автомобилей ЗИЛ и ГАЗ и рабочие чертежи деталей этих вилок. Каждая вилка состоит из опорной подушки и стержня. Стержни с опорными подушками соединяются сваркой. При пользовании вилками для самовывешивания задних колес машины они вставляются в выдвижные кронштейны. На скошенных поверхностях опорных подушек располагается кольцевая часть картера дифференциала. Опорные подушки достаточно устойчивы и надежно удерживают картер.
Конструкция останов-фиксатора. Останов для фиксации машины при установке его на канаве широкого типа представляет собой соединительную трубу, на которой закреплены две тормозные накладки. Он размещается на рельсовом пути канавы так, чтобы соединительная труба была поперек рельсового пути, а каждая тормозная накладка – сверху головки рельса; закраины накладок удерживают их от бокового смещения. При движении тележки переднего моста машины ее катки въезжают на тормозные накладки останова, а торцы лонжеронов упираются в соединительную трубу. В результате тележка останавливается. Применение останова-фиксатора устраняет резкое торможение, которое могло бы вызвать опрокидывание тележки и падение переднего моста машины на рельсы. На каждом рабочем машино-месте используется один останов-фиксатор. Приведена схема и спецификация останов-фиксатора.
Произведен расчет сварного шва рамы оборудования для самовывешивания с катетом 4мм и длиной 450мм на касательное напряжение. Полученное касательное напряжение 2,5 МПа удовлетворяет условию. При ручной дуговой сварке и наплавке применяют электроды следующих типов: Э38, Э42, Э46, Э50.
Расчет на прочность останов-фиксатора
№ п/п |
Наименование |
Значение |
1 |
Сила, действующая перпендикулярно оси соединительной труб |
0,67 Н |
2 |
Сила, действующая вдоль соединительной трубы фиксатора |
0,74 Н |
3 |
Момент изгиба |
1,4 кН/м |
4 |
Момент сопротивления |
0,00015 |
5 |
Максимальное напряжение |
-94,07 МПа |
6 |
Допускаемое напряжение |
160а |
Выполнен расчет на прочность лонжерона рамы. Лонжерон изготавливается из углеродистой стали ст.3 с пределом текучести 210 МПа. Определено допускаемое напряжение 52,5 МПа и нормальное напряжение – 51 МПа. Условие прочности выполняется. Рассчитана жесткость, равная 18,2 Н/мм.
Выполнен расчет на прочность крепления вилок оборудования. Определены силы, действующие на вилку, осевой момент сопротивления сечения 16666 мм2, изгибающий момент 328440 Н*мм, напряжение изгиба – 19,7 н*мм2 и напряжения при деформации. Выбрана сталь Ст3 ГОСТ 380-94, которая подходит по условию прочности.
Годовой экономический эффект составит 112854,61 рубля в год, а дополнительные капитальные вложения окупятся за 6,5 года. В случае соблюдения правил использования конструкции вредного воздействия на окружающую среду разработка не оказывает.
Разработан проект канавы широкого типа с оборудованием для самовывешивания машин. Выполнен расчет сварных швов, расчет на прочность останов-фиксатора, лонжерона рамы, крепления вилок. Рассчитана экономическая эффективность проекта.
Спецификация – 3 лист
В программе: Компас 3Dv