Перечень чертежей:откач
Дополнительные материалы: прилагается расчетно-пояснительная записка на 40 листах и доклад на 1 листе.
В пояснительной записке выполнен проект устройства, предназначенного для быстрого забора отработанного масла из картера двигателя автомобилей, а также из агрегатов трансмиссии.
В конструкторской части приведено обоснование проекта.
Выполнено описание автомобильного сцепления, коробки передач и раздаточной коробки. Рассмотрены виды, основные функции и свойства трансмиссионных масел. Приведена их классификация.
Приведена таблица мест смазки автомобиля с указанием смазочных материалов, их количества, технологического процесса выполняемых работ и периодичности.
Описано назначение и область применения проектируемого приспособления.
Проектируемое устройство предназначено для быстрого забора отработанного масла из картера двигателя автомобилей, а также из агрегатов трансмиссии.
Выполнено описание и принцип работы конструкции.
Отсос масла происходит через отверстие в двигателе автомобиля, куда вставляется щуп-индикатор уровня масла. Установка позволяет без лишних усилий очистить двигатель от отработавшего масла, удалить из двигателя мелкие частицы песка пыли и металла, снизить время на замену масла. Так же установка обеспечивает удобство выполнения работ по замене масла, так как при стандартной замене масла необходимо было использовать яму или эстакаду, для того чтобы можно было добраться до поддона двигателя, где находится сливная пробка. Масло из двигателя необходимо собрать в ёмкость, для дальнейшей его утилизации. Устройство снабжено сменными насадками, способными проникнуть в двигатель через отверстие для щупа, и удалить отработавшее масло с абразивными частицами.
Конструктивная разработка состоит из: малогабаритного вакуумного насоса, тары для сбора отработавшего масла, представляющий собой бак, воздухопровода, шланга для удаления отработавшего масла, вакуумметра, трех кранов и тележки, на которой все установлено.
Принцип действия установки.
Масло удаляется методом откачки из ДВС в бак установки, давление в котором ниже атмосферного (т.е. поток масла определяется разностью давлений в приемнике масла и внешним давлением). Необходимое давление в маслоприемнике создается вакуумным насосом.
Процесс откачки в насосе основан на механическом всасывании и выталкивании газа вследствие периодического изменения объема рабочей камеры. Сжимаемый воздух последовательно проходит через рабочий блок и масленый бак, проходя через фильтр, очищается от паров масла.
Насос откачивает воздух из бака сборника отработавшего масла, достигнув определенного давления, магистраль соединяющая маслобак и насос перекрывается, затем отключается насос. После чего, вставляется шланг с насадкой в отверстие для щупа, открывается кран откачивающей магистрали и за счет разности давлений масло всасывается в бак. По окончанию всасывания перекрывается кран.
При таком методе замены масла снижается время на его замену, увеличивается производительность выполняемой операции, так как отпадает надобность в дополнительном оборудовании.
Приведена краткая техническая характеристика установки
№ |
Наименование |
Значение |
1 |
Остаточное давление, создаваемое насосом |
4,7 кПа |
2 |
Мощность, потребляемая установкой |
Не более 1,3 кВт |
3 |
Уровень акустических шумов, создаваемых насосом |
Не более 65 ДБе |
4 |
Масса установки (полная) |
Не более 60 кг |
5 |
Объем маслобака |
0,0283 м3 |
6 |
Габаритные размеры: |
|
- Длина |
530 мм |
|
- Ширина |
400 мм |
|
- Высота |
640 |
В проекте приведена расчетная часть.
Выполнена проверка сечения стержней тележки.
Деформация изгиба призматического стержня с прямой осью происходит, если к нему будут приложены в плоскостях, проходящих через ось стержня, пары сил или силы, перпендикулярные к его оси. Построена схема распределения сил и реакций опор. Рассчитана сила, действующая на тележку 400 Н.
Определены параметры маслобака:
№ |
Наименование |
Значение |
1 |
Вес вакуумного насоса по паспортным данным |
150 Н |
2 |
Площадь основания бака |
0,0283 м3 |
3 |
Высота бака |
0,40 м |
4 |
Радиус маслобака |
0,15 м |
5 |
Масса масла, которое может находиться в маслобаке |
910 кг/м3 |
6 |
Максимальная масса маслобака с тележкой |
40 кг |
Маслобак изготовлен из металла толщиной 3 мм.
Выполнены проверочные расчеты прочности балки на изгиб с определением допустимого напряжения 104166,67 Па.
Проведена проверка на срез осей колес тележки с определением прочности на срез 2,12 МПа.
Рассчитано сварное соединение с определением параметров:
№ |
Наименование |
Значение |
1 |
Сила, приложенная к сварному шву |
100 Н |
2 |
Длина сварного шва |
0,09 м |
3 |
Допускаемое напряжение на срез швов |
158730,159 Н/м2 |
Выполнен расчет времени откачки масла из ДВС, равного 7,14 мин.
Приведена инструкция по технике безопасности при работе с конструкцией с описанием основных разделов.
Выполнена экологическая экспертиза конструкции, где описывается метод удаления отработавшего масла, при котором не происходит загрязнение окружающей среды, так как всё масло закачивается в специальный бак. При заборе отработавшего масла не происходит его разлив.
Рассчитана экономическая эффективность проекта с определение параметров:
№ |
Наименование |
Значение |
1 |
Фактическая себестоимость обслуживания |
58200 руб |
2 |
Проектная себестоимость обслуживания |
53276,3 руб |
3 |
Годовая прибыль от снижения себестоимости |
42912,99 руб |
4 |
Срок окупаемости дополнительных капитальных вложений |
0,33 год |
Предлагаемый инженерный проект окупится предприятию менее чем за полгода, общая эффективность составит 30%.
В данном проекте разработана конструкция установки по откачке масла из картера двигателей автомобилей и агрегатов трансмиссии.
Спецификация – 5 листов
В программе: Компас 3D v