Перечень чертежей:
Штамповка должна соответствовать требованиям ГОСТ 8479-70 гр. IV КП-275 и ГОСТ 7505-74 гр. II.
Трещина, закаты, заковы, плены, расслоения, усадочные рыхлоты, флокены, забоины, вмятины, окалина не допускаются. Проверку производить магнитной дефектоскопией после чего деталь размагнитить.
Следа центра не допускаются.
Неперпендикулярность площадки под головку шатунного болта относительно оси отверстия под шатунный болт не должна превышать 0,05 мм 100 мм радиуса площадки.
Кривизна стержня шатуна допускается не более 2 мм.
Неуказанные предельные отклонения размеров получаемых механической обработкой: отверстий H14, валов h14, остальных ±IT14/2.
Наружные поверхности заготовки подвергнуть дробеструйному упрочнению.
Дополнительные материалы: прилагается расчетно-пояснительная записка на 13 страницах, где описана разработка шатуна двигателя мощностью 100 кВт легкового автомобиля.
Шатун – часть кривошипно-шатунного механизма и служит для передачи усилий от поршня к коленчатому валу и обратно. Во время работы шатун подвергается воздействию инерционных и знакопеременных газовых сил, в отдельных случаях эти силы создают ударные нагрузки.
Приведена схема для расчета шатунной группы и перечислены исходные данные:
Для материала указаны его пределы усталости.
Расчет выполнен для сечений I и А. В таблице приведены результаты для сечения А:
№ |
Название |
Значение |
1 |
Максимальная сила, растягивающая головку |
-3155 Н |
2 |
Средний радиус головки |
17,5 мм |
3 |
Нормальная сила от растягивающей силы |
1533 Н |
4 |
Изгибающий момент |
0,38 Нм |
5 |
Напряжение на внешнем волокне |
22,51 МПа |
6 |
Суммарная сила, сжимающая головку |
62545 Н |
7 |
Нормальная сила от сжимающей силы |
350,25 Н |
8 |
Изгибающий момент |
-3,82 Нм |
9 |
Напряжение на внешнем волокне |
-77,15 МПа |
10 |
Среднее напряжение |
49,83 МПа |
11 |
Амплитуда напряжений |
117,24 МПа |
12 |
Предел усталости |
2,51 |
Далее проведены расчеты кривошипной головки шатуна со следующими размерами:
Определены внутренний радиус головки – 22 мм и напряжение изгиба крышки нижней головки и вкладыша подшипника – 31,81 МПа.
Рассчитано сечение В стержня шатуна на запас прочности в двух плоскостях.
В ходе проведения работы было рассмотрено назначение шатуна и нагрузки, действующие на него.
Перечислены исходные данные для расчета шатунной и кривошипной головок и стержня шатуна. Проведены расчеты сечений, в результате которых определен запас прочности для каждого элемента шатуна.
В программе: Компас 3D v