Дополнительные материалы: прилагается расчетно-пояснительная записка на 45 листах. В проекте разработана конструкция сцепления автомобиля ГАЗ 52-04.
Сделан выбор основных параметров проектируемого автомобиля с определением значений:
№ пп |
Наименование |
Ед. измерен. |
Значение |
1. |
Тип двигателя |
карбюраторный |
|
2. |
Суммарная опорная реакция |
H |
50717,7 |
3. |
База одиночного автомобиля |
м |
3,3 |
4. |
Мощность двигателя, макс |
кВт |
55 |
5. |
Радиус качения |
м |
0,44 |
6. |
КПД трансмиссии |
0,9 |
|
7. |
Удельный расход топлива |
г/(кВт·ч) |
320 |
8. |
Передаточное число главной передачи |
5,36 |
|
9. |
Число передач в коробке передач |
4 |
Выполнено определение скоростных свойств автомобиля. При определении скоростной характеристики рассчитано: крутящий момент на валу двигателя 227,45 Н×м, часовой расход топлива в каждой расчетной точке 4,45 кг/ч, степень загрузки двигателя 1,0.
Произведен расчет силового баланса с определением скорости движения на передачах 0,71 м/с, окружной силы на ведущих колесах 15958,40 Н, суммарной силы дорожного сопротивления 608,61 Н.
Сделан расчет мощностного баланса, показывающего распределение мощности двигателя на всех передачах по отдельным видам сопротивлений. Выполнено построение динамического паспорта автомобиля. Определен динамический фактор для полностью загруженного автомобиля 0,315.
Рассчитано ускорение, равное 0,965 м/с2. Приведено определение времени и пути разгона. При расчете условно считается, что разгон на каждой передаче осуществляется до максимальной угловой скорости вала двигателя. При скорости 1,1 м/с и ускорении 1,41 м/с2 время разгона составляет 0,85 сек, путь – 0,95 км. Аналогичные расчеты выполнены для четырех передач.
Выполнено определение топливной экономичности. Приведено построение циклограммы, посредством которой определяется дорожный расход топлива груженого автомобиля и часовой расход при расчете режимов движения автомобиля на маршруте. Сделан расчет мощности и часового расхода топлива на режимах частичной загрузки двигателя с определением основных значений.
Произведен расчет режимов движения на маршруте – отрезке асфальтобетонного шоссе протяженностью 3 км, который состоит из двух участков с различным сопротивлением. Время движения на первом участке 73,53 с, абсолютный расход топлива 229,37 г, средний путевой расход топлива 22,25 л/100 км, скорость 64,48 м/с.
Составлен раздел по проектированию сцепления. Монтаж однодискового сцепления автомобиля ГАЗ-52-04 выполнен на маховике. Ведущая часть сцепления выполнена из маховика, кожуха и ведущего диска. Передача крутящего момента выполняется через болты крепления от маховика двигателя кожуху. В прорезях кожуха плотно установлены приливы ведущего диска из чугуна. Конструкция ведомой части сцепления включает в состав тонкий стальной разрезной ведомый диск и первичный вал коробки передач. С обеих сторон к диску прикреплены кольцевые фрикционные накладки, выполненные из асбестовой прессованной крошки. Включение сцепления выполняется плавно при постепенном отпускании педали. На задней стороне ведомого диска под фрикционные накладки подложены пластинчатых пружин в количестве шести штук, увеличивающих плавность включения устройства. Монтаж ступицы ведомого диска выполнен на шлицы первичного вала КПП. В качестве опоры для переднего конца этого вала применен шарикоподшипник, который расположен в выточке маховика. Нажимной механизм представлен девятью цилиндрическими пружинами, с помощью которых происходит зажим ведомого диска между маховиком и ведущим диском. В составе механизма управления сцепления содержатся три рычаги, муфта выключения сцепления с шарикоподшипником, вилка, тяга и педаль. Соединение рычагов с кожухом сцепления и с ведущим диском выполнено шарнирно. Оси рычагов, посредством которых они соединяются с кожухом, установлены в вилках и оснащены лысками. Вилки прикреплены к кожуху с помощью болтов. Рычаги соединяются с проушинами ведущего диска при помощи осей и игольчатых подшипников.
Сделан выбор основных параметров ведомого диска сцепления. Проведена оценка износостойкости и теплонапряженности сцепления. Приведен расчет деталей сцепления на прочность: нажимных пружин и пружин гасителя крутильных колебаний, вала сцепления, деталей, передающих крутящий момент от маховика двигателя к нажимному диску. В ходе расчета витых цилиндрических пружин определено максимальное усилие 850,78 Н, диаметр проволоки 5 мм и витка 30 мм, число рабочих витков 6 шт.
Аналогичный расчет выполнен для пружин демпфера крутильных колебаний. Расчет вала выполнен по диаметру впадин шлицевой части. Принято шлицевое соединение легкой серий 6 х 26 х 30 мм. Выполнена проверка шлицев на смятие с определением допускаемого напряжения 44,32 МПа, и срез – 14,73 МПа.
Произведен выбор основных параметров привода управления сцеплением. Принят гидравлический привод. Вычислен ход педали 172,9 мм и прилагаемое максимальное усилие 244,7 Н.
В работе спроектирована конструкция однодискового сцепления автомобиля ГАЗ 52-04.
В программе: Компас 3D v