Перечень чертежей:
Дополнительные материалы: прилагается расчетно-пояснительная записка на 34 листах.
В проекте выполнена разработка конструкции задней подвески автомобиля Hyundai HD500.
При проведении проектировочного тягового расчета описано назначение и устройство автомобиля.
На проектируемом автомобиле выполняется транспортировка грузов. Его платформа выполнена металлической с шестью бортами, в составе которой содержится основание и каркас с тентом. Основание – металлическое, выполненное из профилей, обвязок и усилителей. Борта бокового и заднего расположения выполнены откидными. Они запираются с помощью угловых и боковых запоров. Пол выполнен из дерева. В кабине машины предусмотрена три места.
В качестве прототипа выбран автомобиль Hyundai HD500. Он имеет грузоподъемность 10 т. Его полная масса составляет 17350 кг. Автомобиль передвигается с максимальной скоростью 90 км/час. Контрольный расход топлива при движении скоростью 60 км/ч равен - 30 л/100 км. Мощность двигателя 154 кВт, колесная формула 4х2.
В ходе расчета максимальной мощности двигателя, равной 172,659 кВт, вычислена площадь лобового сопротивления 6,0384 м2.
Приведено определение внешней скоростной характеристики двигателя. При величине угловой скорости 85,827 с-1 рассчитана мощность, равная 40,0568 кВт, крутящий момент 0,46672 кН×м.
Такие же параметры рассчитаны для всех значений угловых скоростей: 171,65 c-1, 257,48 c-1, 343,31 c-1, 429,13 c-1, 514,96 c-1.
Произведен проверочный тяговый расчет с вычислением передаточных чисел трансмиссии. Передаточное число главной передачи равно 8,9931, первой – 3,4722, второй – 5,73, третьей – 4,61, четвертой 3,70, пятой – 2,98, шестой – 2,39, седьмой – 1,92, восьмой – 1,54, девятой – 1,24, десятой – 1.
Вычислено значение кинематической скорости для первой передачи при частоте вращения коленвала 85,82 рад/с – 0,58 м/с. Аналогичные расчеты выполнены для всех передач. По результатам составлена сводная таблица и построен график зависимости кинематической скорости автомобиля от угловой скорости коленвала двигателя.
Выполнен расчет тяговой характеристики автомобиля с определением значений:
№ |
Наименование |
Значение |
1 |
Максимальная касательная сила тяги |
135,8 кН |
2 |
Касательная сила тяги на ведущих колесах |
59,7 кН |
3 |
Сила сопротивления воздуха |
0,0012 кН |
4 |
Свободная сила тяги |
59,7073 кН |
Аналогично рассчитаны значения для всех угловых скоростей вращения коленвала двигателя и высших передач.
Сделан расчет динамического фактора автомобиля - 0,3508.
Определены характеристики разгона автомобиля: ускорение 0,7899 м/с2, среднее обратное ускорение 1,63 с2/м, время разгона в интервале 4,76 с, полное время разгона 60,95 с, полный путь разгона 9,72 м. Аналогично рассчитаны значения для остальных интервалов разгона.
Выполнен топливно-экономический расчет автомобиля.
Рассчитан путевой расход топлива, равный 45,78.
Определен баланс и степени использования мощности. Мощность, затрачиваемая на движение автомобиля, равна 14,44 кВт. Степень использования мощности составляет 0,41, степень использования угловой скорости 0,2.
Приведен расчет удельного расхода топлива, равного 301,87 г/(кВт×ч) и путевого расхода 48,36 л/100 км.
Выполнено описание конструкции разрабатываемого агрегата.
Применение подвески обеспечивает смягчение ударов и толчков, возникающих при наезде колес на неровности дороги, и гашение колебаний кузова. В конструкции содержатся упругие элементы, направляющие устройства и амортизаторы. За счет упругих элементов, как и пневматических шин, смягчаются передаваемые кузову удары и толчки, вследствие чего увеличивается скорость движения и улучшается комфортабельность поездки. Посредством направляющих устройств выполняется вертикальное перемещение колес, а амортизаторов – быстрая диссипация энергии колебаний. Листовая рессора включает в состав несколько стальных закаленных листов, имеющих различную длину. Коренной лист имеет наибольшую длину. Он связан с кронштейнами рамы или несущим кузовом. Листы рессоры стянуты центральными болтами. Их удержание от боковых сдвигов выполняется хомутиками.
В автомобиле применена задняя зависимая рессорная подвеска. Листы каждой рессоры изготовлены из рессорно-пружинной стали. Они имеют одинаковую толщину. Верхние коренной и подкоренной листы имеют одинаковую длину. Остальные листы выполнены различной длины с постепенным уменьшением. В собранной рессоре соединение листов между собой выполнено центральным болтом и хомутами. К ее переднему концу прикреплено съемное ушко стремянкой и пальцем. Передний конец рессоры соединен с кронштейном и является неподвижным. Основная задняя рессора и дополнительная прикреплены стремянками к балке заднего моста. Дополнительная рессора накладывается поверх основной. Между ними расположены прокладки. Передача толкающих усилий от заднего моста к раме осуществляется передним концом основной рессоры. В конструкции задней подвески автомобиля предусмотрен стабилизатор поперечной устойчивости, повышающий устойчивость автомобиля в процессе движения по дорогам с боковым уклоном и на поворотах.
Произведен функциональный и прочностной расчет подвески.
Рассчитаны основные геометрические параметры основной рессоры: длина первого листа 1,3 м, , второго 1,2 м, третьего – 1,1 м, четвертого – 1 м, пятого – 0,9 м, шестого – 0,8 м, седьмого 0,7 м, восьмого 0,6 м, девятого 0,5 м, десятого 0,4 м, одиннадцатого 0,3 м, двенадцатого – 0,24 м. Толщина рессор равна 0,0083 м. Определена максимальная нагрузка на рессору 7130 кг, деформация 95,027 мм, напряжение 106,07 МПа.
Составлена техническая характеристика автомобиля.
В работе спроектирована независимая рессорная задняя подвески автомобиля Hyundai HD500, обеспечивающая смягчение ударов и толчков, возникающих при наезде колес на неровности дороги, и гашение колебаний кузова.
Спецификация – на чертежах
В программе: Компас 3D v