Перечень чертежей:
Внешняя скоростная характеристика двигателя
Обратное ускорение
Тяговый баланс
Путь разгона
Динамическая характеристика
Ускорение
Мощностной баланс
Топливно-экономическая характеристика
Углы установки карданного вала в трансмиссии в статическом состоянии автомобиля полной массы должны быть не более 3°.
Усилие сдвига игольчатых подшипников в осевом направлении должны быть не менее 10000 Н.
Рабочую поверхность стаканчиков игольчатых подшипников и шипов крестовины цементовать.
При сборке шарнира в стаканы игольчатых подшипников заложить пластичный смазочный материал Литол-24 или Фиал-2У.
Карданную передачу в сборе окрашивать в соответствии с тербованиями ГОСТ 9.104. допускается непрокрашивание обойм подшипника, полостей фланцев, крестовин, внутренних поверхностей ушек вилок.
Адгезия пленки лакокрасочного покрытия карданного вала не должна превышать 2 балла по ГОСТ 15140.
Маркировать шрифтом 3 Пр-3 ГОСТ 26.008-85.
Группа условий транспортирования и хранения по ГОСТ 15150.
Обеспечить приемосдаточные и периодические испытания карданной передачи и ее элементов в соответствии с ГОСТ 15.309.
Условное обозначение шлицевого соединения при центрировании по боковым сторонам b-6х26х30H12/f9х6F8/js7.
Неуказанные предельные отклонения размеров по ±IT7/2.
Улучшение HB 201-235.
Допускается применять материал Сталь 40ХНМА ГОСТ 4543-71.
Заложить на небольшие углубления в торцах шипов крестовины пластичный смазочный материал Литол-24 или Фиол-2У.
Рабочую поверхность шипов крестовины цементовать:
Глубиной 0,7-1 мм; HV 700-840 (для поверхности Б)
Глубиной min 0,3 мм; не менее HV 620 (для поверхности В)
Глубиной max 1,3 мм (для необработанных поверхностей).
Твердость сердцевины HV 320-470.
Глубину цементационного слоя измерять до HV 525.
Дополнительные материалы: прилагается расчетно-пояснительная записка на 36 страницах, где описано проектирование карданной передачи открытого типа автомобиля третьего класса на базе карданной передачи автомобиля ГАЗ-31105.
При выборе прототипа карданной передачи необходимо соблюдать следующие требования:
В качестве аналога подобрана двухвальная карданная передача автомобиля Волга ГАЗ-31105. Эта передача состоит из переднего и заднего карданных валов с промежуточной опорой. Показан рисунок передачи.
Перечислены исходные данные для тягового расчета:
Найдены весовые характеристики автомобиля, т. е. его масса – 1705 кг, распределение нагрузки передней и задней осям – 805 кг и 900 кг, нагрузки на передние и задние колеса – 3949,33 Н и 4415,4 Н и КПД – 0,913. Подобраны широкопрофильные шины 195/65R15.
Определены параметры двигателя и передаточный числа трансмиссии. Данные занесены в таблицу:
№ |
Название |
Значение |
1 |
Мощность двигателя при максимальной скорости |
75,251 кВт |
2 |
Максимальная мощность двигателя |
76,864 кВт |
3 |
Эффективный крутящий момент |
159,623 Нм |
4 |
Максимальный эффективный крутящий момент |
175,633 Нм |
5 |
Передаточное отношение главной передачи |
3,9 |
К тяговому балансу автомобиля относится определение тяговых сил и диапазона скоростей на всех передачах КП. Также рассчитана сила сопротивления дороги – 398,161 Н и силы сопротивления воздуха на разных передачах. Сцепная сила составляет 7667,1784 Н. Найден динамический фактор на разных передачах и по сцеплению – 0,458. Все результаты расчетов по передачам приведены в табличном виде.
Определено ускорение при разгоне, время и путь разгона. На основе полученных данных построены графики. График обратных ускорений использован для определения зависимости времени разгона от скорости движения автомобиля.
Приведено уравнение мощностного баланса двигателя и высчитаны мощности на каждой передаче.
Высчитан путевой расход топлива в литрах на 100 км пути через удельный эффективный расход топлива.
Для расчета карданной передачи необходимы следующие данные:
Приведена таблица параметров шарнира.
Выбраны размеры наружного и внутреннего диаметров переднего и заднего карданных валов. Определены следующие показатели: максимальная частота вращения карданного вала – 5549 об/мин; крутящий момент на низшей передаче – 664,95 Н/м; допустимая длина вала – 119,96 см; критическая частота вращения – 26983,81 об/мин.
Рассчитаны детали карданной передачи, а именно карданный вал, крестовина и вилка карданного шарнира. Результаты приведены в таблице:
№ |
Название |
Значение |
1 |
Напряжения кручения карданного вала |
45,55 МПа |
2 |
Угол закручивания |
0,01° |
3 |
Жесткость вала |
0,015 град/м |
4 |
Условно сосредоточенная нормальная сила |
10049,526 Н |
5 |
Угол, образованный валами карданной передачи при максимальной скорости автомобиля |
1,9° |
6 |
Расстояние от оси вращения до середины игольчатого подшипника |
0,0331 м |
7 |
Напряжение изгиба шипа крестовины |
217,184 МПа |
8 |
Напряжение среза шипа |
48,15 МПа |
9 |
Контактные напряжения в шипе |
2332 МПа |
10 |
Напряжение изгиба вилки шарнира |
56,275 МПа |
11 |
Напряжение кручения вилки |
86,76 МПа |
Шлицевое соединение в данном вале относится к соединениям, которые передают только крутящий момент. Следовательно, расчет рабочих поверхностей ведется на смятие и износ. Поскольку соединение неподвижное, то расчет на износ не обязателен. Сначала находят средний диаметр шлицевого соединения – 28 мм, затем рабочую высоту шлицев – 2 мм. Тогда среднее напряжение смятия составляет – 39,58 МПа, а допустимое – 228,8 МПа.
Проведен тяговый расчет двигателя и его динамическая характеристика на всех передачах. Результаты расчетов показаны в табличном виде.
Определено ускорение при разгоне, время и путь разгона. Составлено уравнение мощностного баланса двигателя и высчитаны мощности на каждой передаче. Найден путевой расход топлива в литрах на 100 км пути через удельный эффективный расход топлива.
Рассчитана карданная передача. Также высчитано напряжение смятия для неподвижного шлицевого соединения, передающего только крутящий момент.
Спецификация – 2 листа
В программе: Компас 3D v