Перечень чертежей:
Объема цилиндра
Угла поворота кривошипа
Зависимости силы давления газов, силы инерции и суммарной силы от угла поворота коленвала
Зависимости усилия, создаваемого на поршне, силы сжимающей шатун, силы создающей крутящий момент и силы сжимающей кривошип от угла поворота коленвала
Зависимости крутящего момента и суммарного крутящего момента от угла поворота коленвала
Дополнительные материалы: прилагается расчетно-пояснительная записка на 84 страницах, где выполнено описание расчетов перевода двигателя на газовое топливо на основе двигателя ВАЗ-2106 рабочим объемом 1,6 литра.
Первым проведен тепловой расчет, позволяющий определить основные параметры вновь проектируемого двигателя аналитическим путем. Для проведения выбраны 4 основных скоростных режима:
Представлены средние элементарные составы бензина Аи-92 и сжиженного газа. Определены параметры рабочего тела, окружающей среды и остаточного газа. Проведены расчеты процессов пуска, сжатия, расширения и выпуска. Перечислены индикаторные параметры рабочего цикла и эффективные показатели двигателя. Рассчитаны основные показатели цилиндра и двигателя. Расчет проведен с помощью электронных таблиц Microsoft Excel для частоты вращения вала, которая меняется в диапазоне от 1000 до 6100 об/мин. Результаты расчета составлены в виде таблицы, также построены индикаторная диаграмма и графики внешней скоростной характеристики.
Для кинематического расчета приведена схема кривошипно-шатунного механизма. Рассмотрены и просчитаны:
Все расчеты выполнены в таблицах Microsoft Excel.
При динамическом расчете учитываются следующие нагрузки: давление продуктов сгорания, инерционные нагрузки, нагрузки полезного сопротивления. Нагрузки от сил трения не учитываются в связи с их малостью. Определены приведенные массы и составлена схема сил и моментов, действующих в КШМ. Найдена сила инерции – 15792 Н. Описан расчет суммарных сил, действующих в КШМ. Рассчитаны следующие значения:
Приведено описание силовых факторов, которые вызывают неуравновешенность двигателя; условий уравновешенности многоцилиндровых двигателей; принципов уравновешивания центробежных сил инерции и моментов от них и уравновешивания сил инерции масс, которые движутся возвратно-поступательно.
Выполнен прочностной расчет двигателя. Первым ведется расчет поршневой группы:
- определение удельных давлений пальца на бобышки – 35,7 МПа;
- напряжение изгиба в среднем сечении пальца – 215,6 МПа;
- напряжение среза в сечениях между бобышками и головкой шатуна – 133,6 МПа;
- наибольшее напряжение при овализации - -344,4 МПа.
В шатунной группе проводят расчет для: поршневой и кривошипной головок, стержня шатуна и шатунных болтов. Исходные данные для расчетов взяты из теплового и динамического расчетов и расчета поршневой группы. По справочникам определены характеристики для углеродистой стали 45Г2 из которой изготовлен шатун. Для шатунных болтов принят материал 40Х. Результаты расчетов приведены в таблице:
№ |
Название |
Значение |
1 |
Среднее напряжение пульсирующего цикла |
30,205 МПа |
2 |
Среднее напряжение ассимитричного цикла |
45,8 МПа |
3 |
Запас прочности поршневой головки по пределу текучести |
3,02 |
4 |
Напряжение изгиба крышки и вкладыша |
235 МПа |
5 |
Среднее напряжение в плоскости качания шатуна |
149,05 МПа |
6 |
В плоскости, перпендикулярной плоскости качания шатуна |
152,3 МПа |
7 |
Запас прочности в плоскости качания шатуна |
1,34 |
8 |
Запас прочности в плоскости, перпендикулярной плоскости качания шатуна |
1,31 |
9 |
Среднее напряжение в болте |
426,8 МПа |
10 |
Запас прочности |
1,63 |
При расчете коленчатого вала находят наиболее нагруженное колено и определяют запасы прочности при усталостном разрушении отдельных элементов. Приведена таблица основных геометрических размеров вала. Рассчитаны и составлены таблицы сил инерций, действующих на элементы вала и сил инерций элементов вала. Далее проведен прочностной расчет элементов вала, а именно:
В ходе проведения работ были выполнены следующие расчеты: тепловой, кинематический, динамический и прочностной.
В тепловом расчете определены основные параметры двигателя при 4 скоростных режимах. Составлена индикаторная диаграмма и графики внешней скоростной характеристики.
В кинематическом рассмотрены кинематика шатуна и поршня.
В динамическом описан расчет суммарных сил, действующих в КШМ и условия уравновешенности двигателя.
В прочностном проведены расчеты для элементов поршневой и шатунной групп, для элементов коленчатого вала. Определены напряжения и запасы прочности.
Спецификация – 2 листа
В программе: AutoCAD, Компас 3D v