Перечень чертежей:
Дополнительные материалы: прилагается расчетно-пояснительная записка на 49 страницах, где ведется описание модернизации дизеля ЯМЗ-238 для работы на сжатом газе на базе седельного тягача МАЗ – 54329.20 с полуприцепом МАЗ – 9397.
Представлены данные для проведения теплового расчета двигателя. В качестве прототипа выбран двигатель ЯМЗ-238:
Выполнен подбор топлива – природного газа. Приведена таблица среднего элементарного состава природного газа. Вычислена низшая теплота сгорания 1 м3 газа – 35,46 МДж/м3.
Определены основные параметры рабочего газа. Перечислены факторы окружающей среди и остаточные газы. Данные занесены в таблицу:
№ |
Название |
Значение |
1 |
Действительное количество воздуха, необходимое для сгорания 1 м3 природного газа |
12,32 кг воздуха/ м3 топлива |
2 |
Количество горючей смеси |
10,96 м3 горючей смеси / м3 топлива |
3 |
Общее количество продуктов сгорания |
11,994 м3 пр.сг./ м3 топл |
4 |
Коэффициент молекулярного изменения свежей смеси |
1,094 |
5 |
Давление окружающей среды |
0,1 МПа |
6 |
Температура окружающей среды |
293 К |
7 |
Давление остаточных газов за счёт снижения сопротивления при конструктивном оформлении выпускного тракта рассчитываемого двигателя на номинальном скоростном режиме |
0,18 МПа |
Описаны и рассчитаны технологии процесса впуска, сжатия и сгорания. Вот некоторые расчеты:
К методикам процессов впуска и расширения относятся расчет погрешности температуры остаточных газов.
Приведены показатели цикла работы и эффективности двигателя. Рассчитаны основные параметры цилиндра и показатели двигателя. Результаты приведены в таблице:
№ |
Название |
Значение |
1 |
Среднее индикаторное давление |
0,872 МПа |
2 |
Индикаторный КПД |
0,404 |
3 |
Средняя скорость поршня |
9,8 м/с |
4 |
Среднее эффективное давление |
0,6674 МПа |
5 |
Эффективный КПД |
0,307 |
6 |
Диаметр цилиндра |
130 мм |
7 |
Ход поршня |
140 мм |
8 |
Рабочий объем цилиндров двигателя |
14,86 л |
9 |
Эффективная мощность двигателя |
173,56 кВт |
10 |
Литровая мощность двигателя |
11,68 кВт/л |
Описана методика и алгоритм расчета двигателя на ЭВМ. Представлен алгоритм расчета в виде схемы и составлена сводная таблица результатов расчета дизельного и газового двигателя. Построена индикаторная диаграмма. Рассчитаны составляющие теплового баланса. Общее количество теплоты – 560859 Дж/с. Определена характеристика внешней скоростной для двигателя. Приведена таблица величин параметров внешней скоростной характеристики в зависимости от частоты вращения коленчатого вал и построены диаграммы.
Сущностью системы питания газового двигателя является заполнение системы сжатым природным газом, содержащимся в стальных баллонах под давлением 20 МПа. Каждая группа баллонов оснащена расходным вентилем. После открытия вентиля газ по трубопроводу направляется в подогреватель газа и далее в редуктор высокого давления, где давление понижается. Уже из редуктора газ подается к электромагнитному клапану. Образование горючей смеси происходит в смесителе, где газ смешивается с воздухом, и далее подается в камеру сгорания. Воспламенение смеси происходит от искровой свечи зажигания. Работу газовой аппаратуры контролируют при помощи манометра низкого давления, размещенного в кабине водителя.
Приведен рисунок и описание системы зажигания. Классические контактные системы зажигания неэффективны на газовых двигателях. Они приводят к следующим недостаткам:
Из-за данных недостатков происходит ухудшение процесса сгорания рабочей смеси. Поэтому рекомендовано использование электронных систем зажигания, которая способна выработать вторичное напряжение, необходимое для пробоя искрового промежутка свечи.
К элементам системы питания относятся:
Описаны конструктивные особенности газовой установки.
Проведен расчет технико-экономических показателей конвертации двигателя ЯМЗ-238 в газовый двигатель. Результаты расчетов для проектируемого двигателя приведены в таблице:
№ |
Название |
Значение |
1 |
Затраты на топливо |
111749,6 руб. |
2 |
Затраты на смазочные материалы |
22293,9 руб. |
3 |
Затраты на ТО и ТР |
53882,5 руб. |
4 |
Амортизационные отчисления |
40570,4 руб. |
5 |
Затраты на эксплуатацию |
229439,8 руб. |
6 |
Суммарный годовой экономический эффект |
18041,7 руб. |
В ходе проведения конвертации двигателя ЯМЗ-238 был проведен тепловой расчет проектируемого двигателя, построены индикаторная диаграмма и диаграмма внешней скоростной характеристики.
Рассмотрена сущность системы питания. Приведены недостатки классической контактной системы зажигания и выбран электронная система зажигания. Перечислены и описаны элементы системы питания газового двигателя.
Выполнен расчет технико-экономических показателей проекта. найден суммарный годовой экономический эффект от внедрения - 18041,7 руб.
Спецификация – 4 листа
В программе: Компас 3D v