Перечень чертежей:
Дополнительные материалы: прилагается расчетно-пояснительная записка на 45 листах.
В пояснительной записке разработан проект дизеля для привода автомобиля на базе прототипа 12ЧН 15/18. Приведена техническая характеристика проектируемого двигателя:
№ |
Наименование |
Значение |
1 |
Тип дизеля |
12ЧН 15/18 |
2 |
Агрегатная мощность, кВт |
430 |
3 |
Частота вращения, об/мин |
1650 |
4 |
Диаметр цилиндра, мм |
150 |
5 |
Ход поршня, мм |
180 |
6 |
Расположение цилиндров |
V – образное |
7 |
Среднее эффективное давление, бар |
12,2 |
8 |
Средняя скорость поршня, м/сек |
9 |
9 |
Удельный расход топлива, г/(кВт×ч) |
208 |
10 |
Удельный расход масла на угар, г/(кВт×ч) |
1,4 |
11 |
Ресурс до первой переборки, ч |
5500 |
12 |
Ресурс до капитального ремонта, ч |
10000 |
Описана принципиальная компоновочная схема. В проекте принята конструктивная схема проектируемого двигателя по остову аналогично прототипу. Материал фундаментной рамы и блока цилиндров - серый чугун.
Конструктивная схема поршневой и шатунной группы так же принята по прототипу.
Шатун – стальной, двутаврового сечения, изготовлен штамповкой из легированной стали и термообработан. Поверхность подвергнута дробеструйному наклёпу. Крепление крышки главного шатуна осуществляется двумя коническими штифтами, это повышает жесткость кривошипной головки главного шатуна и снижает вес. Внутренняя поверхность стального разъёма вкладыша нижней головки шатуна залита свинцовистой бронзой и расточена по гиперболической кривой. Главный шатун с косым разъемом в нижней головке, и имеет с боку отверстие для крепления прицепного шатуна. По каналам, просверленным в теле шатунов (главного и прицепного), масло подводится к поршневым головкам.
Описана конструкция коленчатого вала. Вал двигателя имеет пять коренных опор и четыре шатунных шейки. Шатунные шейки вала имеют внутренние полости, закрытые заглушками, где масло подвергается дополнительной центробежной очистке. Полости шатунных шеек сообщаются посредством наклонных каналов с поперечными каналами в коренных шейках. Коленчатый вал имеет сверления для подачи масла с коренных шеек на шатунные. К фланцу заднего конца коленчатого вала крепится маховик.
Сделано описание газораспределительного механизма. ГРМ – верхнеклапанный с верхнем расположением распределительного вала. Распределительный вал – штампованный из углеродистой стали, с закаленными опорами и кулачками, расположен в головке блока цилиндров, каждый вал обслуживает только один ряд клапанов.
Приводится в движение от коленчатого вала через зубчатую передачу. Каждый цилиндр имеет два впускных и два выпускных клапан, которые изготовлены из жаропрочной стали и перемещаются в металлокерамических направляющих втулках. На каждый клапан ставится по две цилиндрические пружины: одна с правым, другая с левым направлением витков. Для крепления пружин используется специальный замок, обеспечивающий вращение клапанов.
Выполнен прочностной расчет основных деталей двигателя. Приведен расчет поршневой группы, где произведен расчет днища поршня. Составлена расчетная схема днища поршня для определения механических и температурных напряжений.
Сделан расчет первой кольцевой перемычки с определением толщины, равной 33,75 МПа. Рассчитано напряжение среза 9,5 МПа. Произведен расчет поршневого пальца с расчетом значений: Материал поршневого пальца – 18ХН3А. Палец плавающего типа.
Выполнен расчет поршневого кольца. Приведен расчет шатунной группы, где сделан расчет показателей. Материал шатуна – сталь 40ХН, материал втулки – бронза.
Сделан расчет стержня шатуна. Выполнен расчет шатунного болта, где принято: диаметр болта 12 мм, шаг резьбы 1,5 мм, количество болтов 2. Определен запас прочности болта 1,25. Произведен расчет коленчатого вала с расчетом коренной шейки, шатунной шейки и щеки.
В программе: АutoCad