Перечень чертежей:
Дополнительные материалы: прилагается расчетно-пояснительная записка на 35 листах.
В пояснительной записке разработан четырёхцилиндровый рядный бензиновый двигатель для легкового автомобиля массой 1670 кг, с рабочим объёмом 2,0 литра и номинальной мощностью 91,7 кВт и масляный насос.
Выполнен тепловой расчет проектируемого двигателя. Принят бензин марки АИ-98. Сделано определение параметров рабочего тела.
Рассчитаны параметры окружающей среды с определением давления остаточных газов 0,11 МПа и их температурой 1080 К. Сделан расчет параметров в конце впуска. Приведены расчеты параметров процесса сжатия, сгорания и расширения.
Определены индикаторные и эффективные параметры рабочего цикла, основные параметры цилиндра и двигателя, где вычислены значения:
№ |
Наименование |
Значение |
1 |
Действительное среднее индикаторное давление |
1,1305 МПа |
2 |
Ход поршня |
84,6 мм |
3 |
Литраж двигателя |
2,026 л |
4 |
Диаметр цилиндра |
87,3 мм |
5 |
Скорость поршня |
16,93 м/с |
Произведено построение индикаторной диаграммы, круговой диаграммы фаз газораспределения.
Приведен расчет и построение внешней скоростной характеристики. Выполнен динамический расчет КШМ с применением ЭВМ, где сделано определение сил давления газов сил инерции, суммарных сил, выполнено приведение масс частей кривошипно-шатунного механизма.
Рассчитаны силы, действующие на шатунные шейки коленчатого вала, где составлена таблица значений износа шатунной шейки. Проведен патентно-информационный поиск аналогов заданного типа ДВС, где рассмотрены аналоги следующих марок автомобилей: Chevrolet Kadett, Citroen Evasion, Hyundai Sonata, Nissan Primera, Opel Omega, Peugeot 306. За прототип принят двигатель автомобиля Peugeot 306.
Сделано обоснование и выбор механизмов и систем проектируемого двигателя. Размещение двигателя 4-х цилиндрового, рядного, с верхним расположением распределительного вала выполнено продольно, в передней части автомобиля. Двигатель является карбюраторным, рабочий объемом которого 2,026 л.
В механизме ГРМ используется верхнее расположение клапанов и верхнее расположение распределительного вала. Применена схема с двумя клапанами на цилиндр. Регулирование ГРМ осуществляется механически.
Распределительный вал оснащен пятью коренными подшипниками. Упорные шайбы, которые регулируют осевой зазор коленчатого вала, установлены в центральный коренной подшипник. Распределительный вал приводится при помощи цепной передачи и управляет клапанами посредством кулачков и коромысел, которые поворачиваются на шаровых пальцах.
Головка блока цилиндров выполнена с «поперечным» устройством: впускной коллектор расположен на левой ее стороне, а выпускной - на правой.
Поршни выполнены алюминиевыми. Число колец равно 3, два из которых являются компрессионными и одно маслосъемным в целях эффективного предотвращения пригорания масла и прорыва газов в картер двигателя.
Стальные, кованые шатуны установлены под углом 180 градусов, с разъемной нижней головкой с установленными вкладышами шатунного подшипника. Сталебронзовая втулка запрессована в верхнюю головку шатуна. Запрессовывания шатунных болтов выполнено в нижнюю головку шатуна.
Шатун изготавливается методом штамповки из хромоникелевых сталей. Материал для изготовления коленчатого вала - сталь 42ХМФА. Крепление неполно опорное в целях увеличения компактности.
Коленчатый вал отлит из чугуна, пяти опорный. В заднем конце коленчатого вала предусмотрено гнездо под передний подшипник первичного вала коробки передач, по наружному диаметру которого выполнено центрирование маховика. Маховик смонтирован на коленчатом валу так, что ось шатунной шейки первого цилиндра и метка (конусообразная лунка около зубчатого обода маховика) находятся в одной плоскости и по одну сторону от оси коленчатого вала.
Вкладыши шатунных и коренных подшипников изготовлены тонкостенными, сталеалюминевыми. Все шатунные вкладыши одинаковые и взаимозаменяемые.
Система питания двигателя с принудительным воспламенением применяется для приготовления топливно-воздушной смеси необходимого состава и качества, а так же для подачи ее к цилиндрам двигателя. Она включает в себя топливный бак, фильтра-отстойник, топливный насос, карбюратор, впускной и выпускной трубопроводы, воздухоочиститель, глушитель отработавших газов.
Жидкостная система охлаждения имеет в своем составе: радиатор, вентилятор, насос, расширительный бочок, термостат, водяную рубашку в блоке цилиндров и головке блока цилиндров.
Система пуска двигателя применяется для осуществления быстрого запуска двигателя методом сообщения коленчатому валу скорости, которая обеспечивает нормальное протекание рабочего процесса. Система выполнена из стартера, зажигания и аккумуляторной батареи.
Смазка двигателя производится при помощи двух роторного шестеренчатого насоса, который выполняет всасывание масла из поддона через сетчатый приемник и нагнетание его через фильтр в смазочные каналы, где масло распределяется по коленчатому валу, распределительному валу и вспомогательному валу. Произведен расчет масляного насоса.
Спецификация – 2 листа
В программе: АutoCad