Дополнительные материалы: расчётно-пояснительная записка прилагается на 35 страницах. В пояснительной записке рассмотрена разработка схемы, структуры и конструкции будущего самолёта:
Представлен анализ проектной ситуации и разработка тактико-технических требований проектируемого самолета:
Выполнено составление статистики таблицы, которая содержит основные характеристики и параметры самолетов-прототипов: Ан-124 «Руслан», С–5B «Galaxy», С-17 «Globemaster III», «Скала–600».
Рассмотрена разработка тактико-технических требований:
Представлены функциональные требования:
Выполнены общие технические требования:
Предъявлены основные технические требования для проектируемого самолета.
Произведён выбор схемы самолета на основании разработанных тактико-технических требований:
Выбор схемы крыла представлен в таблице:
№ |
Наименование |
Значение |
1 |
Число крыльев |
моноплан |
2 |
Расположение крыла |
высокоплан |
3 |
Форма крыла |
стреловидная |
4 |
Угол стреловидности |
30° |
5 |
Тип профиля крыла |
суперкритический |
6 |
Толщина крыла в корневой части |
14% |
7 |
Угол поперечного крыла |
–11° |
Произведён выбор схемы фюзеляжа на основании следующих параметров:
Выбрано взаимное расположение крыла и фюзеляжа: схема «высокоплан».
Определена балансировочная схема самолета - нормальная аэродинамическая схема с расположением горизонтального оперения сзади крыла.
Рассмотрена схема расположения органов управления самолетом: горизонтальное оперение состоит из стабилизатора и шарнирно подвешенного к нему руля высоты, вертикальное — киля и шарнирно подвешенного к нему руля направления.
Представлен выбор схемы оперения со следующими параметрами:
Произведён выбор схемы шасси, где тип опор – колесные, относительная база шасси - 0,35, колея - 0,12.
Рассмотрен выбор силовой установки, при котором назначен тип двигателей - турбореактивный двигатель двухконтурный, их количество - 4, размещение - в подкрыльных гондолах на пилонах.
Выполнен выбор типа механизации крыла - выдвижные двухщелевые закрылки.
Представлен выбор удельной нагрузки на крыло, который проверен по обеспечению заданной скорости захода на посадку и крейсерской скорости на расчетной высоте полёта.
Рассмотрено определение максимального аэродинамического качества – 13,5, где коэффициент лобового сопротивления при нулевой подъёмной силе равен 0,03.
Выполнено определение потребной тяговооруженности самолёта – 0,245.
Рассмотрено определение взлетной массы самолета – 602 700 кг, которая рассчитана из коммерческой нагрузки – 120 т, массы конструкции – 0,34 т и оборудования – 0,03 т, силовой установки – 0,07 т, топливной системы – 0,36 т, снаряжения – 0,03 т, экипажа – 540 кг.
Представлено определение основных параметров самолета:
Выполнено определение параметров крыла:
Рассмотрено определение размеров фюзеляжа: диаметр – 8,2 м, длина – 71,34 м, длина носовой части – 9,84 м, хвостовой – 24,6 м.
Определение параметров оперения представлено в таблице:
№ |
Наименование |
Горизонтальное |
Вертикальное |
1 |
Площадь, м2 |
242,3 |
139,8 |
2 |
Размах, м |
34,8 |
- |
3 |
Концевая хорда, м |
3,2 |
6,1 |
4 |
Центральная хорда, м |
10,7 |
15,1 |
5 |
Высота, м |
- |
13,2 |
Выполнено определение параметров шасси: база – 28,5 м, колея – 10,68 м, вынос главных колес – 2,57 м.
Представлено определение массы топлива – 210652,4 кг, где потребный объем топливных баков – 263,3 м3.
Рассмотрено определение параметров и подбор двигателей: турбореактивный двухконтурный двигатель, произведенный фирмой General Electric — GE90–115B с тягой 51200 даН, массой двигателя 8272 кг.
Составление сводки масс самолета представлено в виде таблицы:
№ |
Наименование |
Абсолютная масса, кг |
Относительная масса |
1 |
Конструкция |
173 639 |
0,291 |
2 |
Силовая установка |
55 753 |
0,094 |
3 |
Оборудование и управление |
18 081 |
0,030 |
4 |
Пустой самолёт |
247 473 |
0,415 |
5 |
Снаряжение, служебная нагрузка |
18 081 |
0,030 |
6 |
Пустой снаряжённый самолёт |
265 554 |
0,445 |
7 |
Целевая нагрузка |
120 000 |
0,201 |
8 |
Топливо |
210 652 |
0,353 |
9 |
Взлётная масса |
596 206 |
1 |
Выполнена разработка чертежа общего вида и технического описания самолета:
Рассмотрены общие сведения с возможными модификациями самолета путем замены авионики.
Представлена конструкция планера:
Рассмотрена силовая установка, где степень двухконтурности – 8,7, удельный вес – 0,094, расход топлива на крейсерском режиме - 0,45 кг/даН.ч.
Управление самолетом имеет гидравлическую необратимую бустерную систему управления с загрузочными механизмами.
Представлено оборудование и системы самолета:
В заключении сказано, что спроектированный военно-транспортный стратегический самолет отвечает критериям безопасности и надежности международных воздушных перевозок, имеет хорошую экономическую эффективность и тактико-технические характеристики. Для самолета разработана рациональная конструкция и геометрические параметры и может быть использован для серийного производства.
Программа: Компас 3D v