Перечень чертежей:Консольно-поворотный кран
Грузоподъемность, т 0,5
Высота подъема крюка, м 12
Скорость подъема, м/мин:
Скорость передвижения тележки, м/мин 6,3
Частота вращения стрелы, об/мин 0,65
Угол поворота стрелы:
Ток Трехфазный
Дополнительные материалы: прилагается расчетно-пояснительная записка на 34 страницах
Грузоподъемные и транспортные машины являются неотъемлемой частью современного производства, так как с их помощью осуществляется механизация основных технологических процессов и вспомогательных работ.
В данном проекте произведено конструирование стрелового консольно-поворотного крана с подробным описанием конструкции и расчетами.
В приведенной пояснительной записке можно выделить две основные части:
Расчет механизма подъема
Исходные данные для расчета:
Кратность полиспаста механизма подъема груза напрямую зависит от грузоподъемности механизма.
Принимаем кратность полиспаста - 1 (для сдвоенного полиспаста)
Результаты расчета отображены в таблице:
№ |
Наименование |
Значение |
1 |
Число простых полиспастов в системе |
2 |
2 |
Общий КПД полиспаста и обводных блоков |
0,99 |
3 |
КПД одного блока |
0,98 |
4 |
Усилие в канате |
2477 Н |
Выбор каната произведен по расчетному разрывному усилию
По результатам расчета выбран канат двойной свивки типа ЛК-Р 6×19 (1 + 6 + 6/6) + 1 о.с.:
Допускаемый диаметр блока и барабана определен по средней линии навитого стального каната и равен - 100 мм.
Подвеска крановая с двумя блоками конструкции ВНИИПТМАШ выбрана в соответствии со схемой. Основные характеристики подвески:
Результаты расчета отображены в таблице:
№ |
Наименование |
Значение |
1 |
Длина каната, навиваемого на барабан с одного полиспаста |
13,88 м |
2 |
Рабочая длина барабана для навивки каната с одного полиспаста |
0,33 м |
3 |
Полная длина барабана для сдвоенного полиспаста |
0,81 м |
4 |
Минимальная толщина стенок литого чугунного барабана |
0,012 м |
По результатам расчета выбран материал барабана - чугун СЧ15 с допускаемым напряжением 130 МПа.
Выбор двигателя проведен по расчету статистической мощности:
По результатам расчета выбран электродвигатель 4А90LA8У3 во фланцевом исполнении:
Требуемое передаточное число привода определяется через частоту вращения барабана.
В результате расчета мощности выбран специальный редуктор, встраиваемый в корпус электротали, с передаточным числом – 31,5 и крутящим моментом на тихоходном валу – 300 Н*м, КПД – 0,96.
Результаты расчета отображены в таблице:
№ |
Наименование |
Значение |
1 |
Момент статических сопротивлений на валу двигателя, с общим КПД всего механизма |
9,25 Нм |
2 |
Расчетный момент |
14,43 Нм |
Выбрана упругая втулочно-пальцевая муфта с тормозным шкивом по ОСТ 24.8480.3-79:
– диаметр шкива 100 мм;
– момент инерции 0,125 кг/м2.
Проведен расчет следующих характеристик, получены значения:
№ |
Наименование |
Значение |
1 |
Фактическая частота вращения барабана |
22,2 мин-1 |
2 |
Фактическая скорость подъёма груза |
0,116 м/с |
3 |
Момент инерции ротора двигателя и тормозного шкива, установленного на быстроходном валу |
0,13362 кгм2 |
4 |
Средний пусковой момент двигателя |
29,5 Н*м |
5 |
Ускорение при пуске |
0,173 м/с2 |
6 |
КПД механизма в целом |
0,85 |
Для правильности подбора конструкции тормоза были произведены расчеты:
Ростехнадзора – 120,05 Н·м.
Выбран тормоз специальный, колодочный встраиваемый в корпус электротали с тормозным моментом 10 Н*м.
Дополнительно были расcчитаны:
Проверка произведена исходя из графика загрузки механизма, в соответствии с рекомендациями. Расчет произведен по среднеквадратичной мощности электродвигателя. Условие выполняется.
Расчет механизма поворота
Исходные данные для расчета механизма поворота:
В результате проведенных расчетов были определены:
до оси его вращения – 1,05 м;
По результатам расчета выбраны:
Данные, полученные в результате расчетов, занесены в таблицу:
№ |
Наименование |
Значение |
1 |
Реакция в опоре В |
12,26 кН |
2 |
Реакция в опоре А |
13,4 кН |
3 |
Коэффициент трения подшипниках опор |
0,015 |
4 |
Суммарный момент от трения в опорах |
23,6 Нм |
5 |
Момент сопротивления вращению крана от уклона колонны |
408,7 Нм |
6 |
Суммарный момент сопротивлений вращению крана |
432,3 Нм |
В результате расчетов была определена статическая мощность двигателя механизма передвижения – 0,033 кВт.
Двигатель выбран с учетом ПВ в %, а также с учетом частоты вращения ротора.
Принимаем электродвигатель с короткозамкнутым ротором исполнения 1М 1001, с техническими характеристиками:
– марка 4А90LB8У3;
– мощность - 0,063 кВт;
– частота вращения - 750 мин-1;
– момент инерции ротора - 0,0067 кг · м2;
– максимальная и минимальная кратность пускового момента - 2,2/1.2.
В результате проведенных расчетов были определены:
По результатам расчета из каталога выбираем червячный редуктор с меньшим расчетным передаточным числом из-за наличия открытой зубчатой и клиноременной передачи:
Не производим выбор муфт, поскольку соединение валов осуществляется при помощи клиноремённой и открытой зубчатой передач.
Для проверки пусковых характеристик проведены следующие расчеты:
Выбран тормоз ТКТ-100 с тормозным моментом 0,66
Проверка времени пуска (торможения) по допускаемому углу поворота стрелы 10 с
Проверка произведена исходя из графика загрузки механизма. Расчет произведен по среднеквадратичной мощности электродвигателя. Условие выполняется.
В результате проделанной работы разработан стреловой кран грузоподъемностью 0,5 тонны с механизмом подъёма и механизмом поворота.
В ходе расчетов механизмов был выбран канат, определены размеры барабана и крана, выбраны и проверены на нагрев, встраиваемые электродвигатели с учетом того, что механизмы работают с различными грузами, выбраны муфты быстроходного вала, произведен выбор тормозов и их проверка в неблагоприятных режимах работы механизма, выполнен расчёт клиноремённой передачи и открытой зубчатой передачи, выбран редуктор.
Спецификация – 3 листа
В программе: Компас 3D v, AutoCAD