Перечень чертежей:
тип - 4А112МА6У3
мощность - 3 кВт
частота вращения - 1955 об/мин
тип - РЧ-100
межосевое расстояние, 160 мм
передаточное число - 10
тип - ТКГ-100
тормозной момент, 100Н*м
диаметр - 520 мм
диаметр каната – 11,5 мм
Технические требования:
Дополнительные материалы: приведена расчетно-пояснительная записка на 39 страницах, где выполнены:
Лифт – стационарная грузоподъемная машина периодического действия, предназначенная для подъема/спуска людей и (или) грузов в кабине, движущейся по жестким прямолинейным направляющим. Основные части лифта: лебедка с канатоведущим шкивом; кабина; противовес; подъемные канаты; направляющие; двери шахты; ограничитель скорости с натяжным устройством приводного каната; буфера кабины и противовеса; станция управления лифтом; подвесной кабель и другое электрооборудование.
Ограничитель скорости - автоматическое устройство для приведения в действие ловителей при аварийном превышении скорости движения кабины вниз. Он может быть установлен в машинном или блочном помещении; в шахте, на кабине или на противовесе.
Рассмотрен патент BY 12082 C1 2009.06.30 «Ограничитель скорости двухстороннего действия для лифта».
Приведена классификация ограничителей скорости по принципу действия и по расположению оси вращения устройства, контролирующего превышение скорости.
Представлена схема установки ограничителя скорости с горизонтальной осью вращения. Ограничитель установлен на опорной раме, закрепленной на полу помещения. На канате ограничителя вверху и внизу шахты закреплены упоры для привода концевого выключателя, контролирующего переподъем и переопускание кабины лифта. При переподъеме кабины упор, поднимаясь вверх, действует на правое плечо рычага, который вызывает срабатывание концевого выключателя. Таким же образом контролируется переопускание кабины. Надежная работа системы ограничителя скорости требует поддержания каната в натянутом состоянии. Для этого в приямке шахты устанавливается грузовое натяжное устройство. Концевой выключатель контролирует чрезмерную вытяжку или обрыв каната. При установке концевого выключателя учитывается опускание блока вниз при переброске каната с рабочего на контрольный шкив.
Рассмотрена конструкция ограничителя скорости центробежного типа с горизонтальной осью вращения. Основу конструкции составляет шкив, на задней стороне которого закреплены пальцы, на которых установлены грузы центробежного устройства. Грузы шарнирно связаны между собой тягой, на которой установлена предварительно сжатая пружина. Пружина сжата гайками относительно упора с отверстием для прохода тяги. На внутренней цилиндрической поверхности корпуса установлены неподвижные упоры и подвижный упор. При аварийном превышении скорости растет число оборотов шкива ограничителя скорости, и центробежные силы начинают раздвигать грузы от центра к неподвижным упорам до момента их сцепления. Шкив останавливается и его обод тормозит канат, связанный с приводным механизмом ловителей. Если сила трения между канатом и ободом больше силы сопротивления включению ловителей, они сработают и остановят кабину. Если сила трения недостаточна, включение - не произойдет.
Спроектирована 3D модель груза и найден объем модели – 0,000133016 м3. Принят материал груза - серый чугун СЧ20 по ГОСТ 1412. Диаметр приводного каната принят равным 7 мм.
№ п/п |
Наименование |
Значение |
1 |
Масса одного груза |
0,944 кг |
2 |
Диаметр рабочего шкива |
210 мм |
3 |
Аварийная скорость кабины |
3,36 м/с |
4 |
Диаметр вспомогательного шкива |
175 мм |
Определено положение центра масс груза по вычерченному чертежу и произведен расчет центробежной силы и расчет пружины:
№ п/п |
Наименование |
Значение |
1 |
Центробежная сила, действующая на груз при номинальном значении скорости кабины |
9,278 Н |
2 |
Центробежная сила, действующая на груз при предельном значении скорости кабины |
13,36 Н |
3 |
Усилие сжатия пружины при номинальной скорости |
17,43 Н |
4 |
Усилие сжатия пружины при предельной скорости |
25,1 Н |
5 |
Деформация сжатия пружины |
6 мм |
6 |
Жесткость пружины |
1,27 Н/мм |
7 |
Сила пружины при предварительной деформации |
17,43 Н |
8 |
Сила пружины при рабочей деформации |
25,1 Н |
9 |
Сила пружины при максимальной деформации |
28 Н |
10 |
Уточненная жесткость |
1,29 Н/мм |
11 |
Полное число витков |
11 |
На основании полученных значений по ГОСТ 13766 выбрана пружина № 241.
Приведена схема пружины сжатия и определены деформации, длины и шаг пружины (3,6 мм).
Вычислено время одного рейса – 136,58 сек и общая производительность - 206 чел/ч. Выполнен расчет элементов лифтовой установки:
№ п/п |
Наименование |
Значение |
1 |
Вес противовеса |
19000 Н |
2 |
диаметр тягового каната |
11,5 мм |
3 |
погонная масса одного метра каната |
0,487 кг |
4 |
Разрывное усилие каната |
66,15 кН |
5 |
Вес тяговых канатов |
1577,8 Н |
6 |
Число канатов |
6 |
7 |
Вес подвесного кабеля |
145,8 Н |
8 |
Вес уравновешивающего элемента |
1394 Н |
9 |
Уточненный вес противовеса |
1900 кг |
Приведена кинематическая схема лифтовой установки. Принят диаметр тягового каната - 11,5 мм, канат двойной свивки с органическим сердечником ЛК-О 6х19, ГОСТ 3077. Противовес состоит из рамы весом 160 кг и 29 грузов с размерами 730х160х70 и массой 60 кг каждый.
Расчет канатов и КВШ:
№ п/п |
Наименование |
Значение |
1 |
Натяжение ветвей каната для кабины |
4,4 кН |
2 |
Натяжение ветвей каната для противовеса |
3,58 кН |
3 |
Фактическая величина запаса прочности |
14,65 |
4 |
Минимальный диаметр шкива |
520 мм |
5 |
Рабочая ширина шкива |
90 мм |
6 |
Требуемое число оборотов ведущего шкива в минуту |
102 об/мин |
7 |
Результирующий коэффициент трения |
0,1274 |
Выбран полукруглый профиль лунки канатоведущего шкива.
Определена тяговая способность КВШ и выполнена ее проверка:
№ п/п |
Наименование |
Значение |
1 |
Тяговая способность, если кабина внизу нагружена |
1,25 |
2 |
Тяговая способность, если кабина вверху ненагружена |
1,32 |
3 |
Коэффициент запаса для динамического режима |
1,08 |
Выполнена проверка канатов по удельному давлению 31,27 Н/см2.
Расчет параметров привода:
№ п/п |
Наименование |
Значение |
1 |
Наибольший крутящий момент на валу КВШ |
831,207 Н*м |
2 |
Межосевое расстояние редуктора |
138,768 мм |
3 |
Ориентировочная мощность электродвигателя |
3,58 кВт |
4 |
Передаточное число редуктора |
10 |
5 |
Допустимый крутящий момент |
0,03*10-4 Нм |
Выбран стандартный редуктор с червячным зацеплением РЧ-100 и выполнена его проверка по допустимому крутящему моменту.
Определена мощность электродвигателя 2,568 кВт и выбран электродвигатель 4А112МА6У3 мощностью 3,0 кВт. Выполнена его проверка по значению расчетной скорости – 2,72 м/с и отклонению расчетной и заданной скоростей 2,85% (находится в пределах допустимых значений).
Для соединения валов двигателя и редуктора в лифтовых выбраны муфты типа МУВП, с тормозным шкивом. Определена величина приведенного момента инерции подвижных частей лифта – 5,98 кгм2.
По найденному тормозному моменту 31,86 Нм выбран тормоз ТКГ-100.
Приведены общие и специальные требования безопасности при использовании лифта. Рассмотрены мероприятия по охране труда.
В проекте произведен обзор литературных и патентных источников, расчёт основных параметров лифта и ограничителя скорости, а также рассмотрены устройства безопасности и мероприятия по охране труда.
Спецификация – 2 лист
В программе: Компас 3Dv, AutoCAD