Перечень чертежей:
Сборочные узлы:
Дополнительные материалы: приведена расчетно-пояснительная записка на 40 страницах, где описано назначение и область применения:
Вибрационные катки применяют при производстве ремонтных и строительных дорожных работ. Основным отличием вибрационных катков от статических является наличие встроенного вибратора в одном из вальцов, чем достигается значительное повышение эффективности и качества уплотнения покрытий. Вибрационные самоходные катки имеют меньшую металлоемкость, более маневренны и транспортабельны. Самоходные вибрационные катки для уплотнения дорожных покрытий изготавливают преимущественно двухвальцовыми двухосными.
Выполнен патентно-технический анализ. Рассмотрены следующие патенты существующих конструкций вибрационных катков: патент SU 125809 E02D 3/026 «Прицепной виброкаток», патент RU 2107769 «Вибрационный каток», патент RU 2044816 «Валец катка».
Вывод по патентному анализу: на катках применяются вибровозвудители с постоянным или с изменяемым статическим моментом дебалансов. Вибровозбудитель с постоянным статическим моментом прост по конструкции. Он располагается внутри вальца и представляет собой вал, на котором установлены дебалансы. Наиболее распространенным является вибровозбудитель с двумя значениями статического момента. У такого вибровозбудителя одна пара дебалансов закреплена на валу неподвижно, а вторая может поворачиваться на определенный угол, ограниченный упорами. Встречаются катки, у которых возбудителями колебаний являются металлические шары, обегающие внутреннюю поверхность вальца. Для изменения возмущающей силы можно применять гидромотор.
Составлено описание проектируемой конструкции и внесенных в нее изменений.
В проектируемой конструкции возмущающая сила регулируется с помощью изменения угла поворота между дебалансами.
Дебалансный вал имеет четыре дебаланса: два подвижных и два неподвижных. Подвижные дебалансы приварены к втулкам, которые можно поворачивать на определенный угол относительно неподвижных дебалансов. Одновременный поворот обоих регулировочных дебалансов осуществляется с помощью центральной оси, пропущенной через центральное сверление вала. С одной стороны - ось приварена к крышке с втулкой дебаланса, а с другой стороны на шпонке крепиться к крышке, которая приварена к втулке. Крышка фиксируется болтами. При необходимости изменения возмущающей силы болты отворачиваются, крышка поворачивается, вместе с ней поворачивается регулировочный дебаланс, через шпонку - ось, крышка и вместе с ней второй регулировочный дебаланс на такой же угол, как и первый. В конструкции присутствуют подпружиненные стопоры, отжав которые с помощью стержней на рычаге можно осуществить поворот крышки. При совпадении с отверстиями стопоры входят в них, осуществляя центровку отверстий под болты. Изменение возмущающей силы происходит ступенчато при повороте регулировочных дебалансов относительно неподвижных. В данной конструкции возможны установки взаимных положений дебалансов: когда между парами дебалансов 0°, 60° ,120° ,180°. Если возмущающая сила одного дебаланса равна 45кН, то можно создать возмущающую силу в 45 кН, 90 кН, 135 кН, 180 кН или не создавать ее.
Приведены технические характеристики катка ДУ-98.
Произведен расчет основных параметров
Определен вес катка, равный 112815 Н и сила тяжести, приходящаяся на один валец – 45126Н. Выполнен тяговый расчет вибрационного катка:
№ п/п |
Наименование |
Значение |
1 |
Сопротивление передвижению катка |
16132,5 Н |
2 |
Сопротивление от преодоления сил инерции при трогании катка с места |
2361,3 Н |
3 |
Сопротивление движению катка на криволинейных участках |
9025,2 Н |
4 |
Сопротивление от трения в подшипниках |
2256,3 Н |
5 |
Общее сопротивление передвижению катка |
29775,37 Н |
6 |
Сила тяги катка по сцеплению |
56407,5 Н |
Проверено выполнение условия для нормальной работы катка: 56407,5 Н ≥ 29775.37 Н. Силы тяги достаточно для нормальной работы катка.
Баланс мощности:
№ п/п |
Наименование |
Значение |
1 |
Общий КПД привода |
0,68 |
2 |
Мощность на привод хода |
24,52 кВт |
3 |
Мощность на поддержание колебаний |
4,93 кВт |
4 |
Мощность, необходимая для преодоления трения в опорах вибровозбудителя |
4,52 кВт |
5 |
Мощность, необходимую для разгона дебалансов |
0,2 кВт |
6 |
Мощность, необходимая для привода вибратора |
9,65 кВт |
7 |
Мощность необходимая для работы катка |
34,17 кВт |
Двигатель, установленный на прототипе, обеспечивает необходимую мощность. Вычислена производительность катка – 200 м2/ч.
Произведен расчет виброкатка и дебалансов.
Приведена расчетная схема дебалансного вала и выполнен его расчет:.
Составлена схема нагружения вала, найдены опорные реакции и изгибающие моменты. Построена эпюра изгибающих моментов. Определены значения поперечных сил в характерных сечениях. А также выполнена проверка вала по нормальным и касательным напряжениям.
Представлена схема клиноременной передачи и выполнен ее расчет. Принято три ремня.
Определен момент, развиваемый гидромотором – 5,42 кН, и выбран высокомоментный радиально-поршневой гидромотор типа МР-1800 с развивающим крутящим моментом 5,436 кН.
Произведен расчет шпонки под шкив.
Принята шпонка 28 х 18 х 63 ГОСТ 23360-78. Выполнена проверка выбранной шпонки по напряжению смятия.
Рассмотрены основные задачи метрологии и стандартизации в машиностроении.
Приведены правила безопасного ведения работ и охраны труда для машиниста дорожного катка.
В работе рассмотрено устройство и принцип действия вибрационного катка. Выполнены основные расчеты, связанные с подбором мощности двигателя, тяговый расчет, прочностные расчеты отдельных углов и агрегатов.
Спецификация – 3 лист
В программе: Компас 3Dv