Перечень чертежей:
- Чертеж операционно-технологической карты на диагностирование по параметрам картерных газов дизелей с турбокомпрессором (ТКР) и закрытой системой вентиляции картера (формат А1). Указан алгоритм поиска неисправностей.
- Схема вентиляции картера закрытого типа в дизельном двигателе с турбонаддувом (формат А1), указаны позиции: 1 -распределитель газов системы вентиляции в сборе, 2 - клапан системы вентиляции, 3 - дренажный масляный шланг, 4 - контрольный клапан, 5 - масляный поддон, 6 - всасывающий коллектор , 7 – турбокомпрессор, 8 - шланг вентиляции, 9 - всасывающая труба, 10 - от воздушного фильтра, 11 - внутрикартерные газы, 12 - свежий воздух, 13 – масло
- Схема теоретических предпосылок метода диагностирования по динамике изменения давления картерных газов (формат А1).
Степень изношенности:
- поршневых колец;
- поршней;
- цилиндров;
- шеек коленвала;
- подшипников коленвала;
- впускные клапана;
- выпускные клапана
Структурные параметры:
- зазор в сопряжении поршень - гильза цилиндра;
- зазор в сопряжении верхняя канавка поршня -
компрессионное кольцо;
- зазор в замке поршневых колец;
- подвижность поршневых колец;
- целостность (отсутствие трещин) гильз цилиндров;
- целостность (отсутствие кавитационных разрушений)
посадочного пояска гильз цилиндров.
Признаки износа:
- потеря мощности;
- плохой запуск двигателя;
- перебои в работе;
- детонации и стуки в двигателе;
- повышенный расход масла на угар;
- повышенный расход картерных газов;
- загрязнение масла продуктами износа;
- дымление.
Снижение уплотняющей способности приводит к следующим негативным явлениям:
- увеличению прорыва газов из надпоршневого пространства в полость картера, что обуславливает снижение давления в конце такта сжатия, падении мощности при полной нагрузке, усиленное старение картерного масла и сокращении его срока службы;
- увеличению расхода масла из-за попадания его в камеру сгорания, угара и уноса в атмосферу в составе отработавших газов;
- ускорению скорости изнашивания цилиндропоршневой группы по причине повышения теплонапряженности деталей вследствие того, что кольца, омываемые горячими газами, хуже отводят тепло от поршня к гильзе;
- снижению срока службы деталей и узлов других систем двигателя, например, форсунок - закоксовываются распылители из-за интенсивного нагарообразования вследствие попадания на них большого количества масла.
- графические результаты экспериментов (формат А1):
- Измерение расхода картерных газов двигателей с различной наработкой и измерением микрометража износов гильз цилиндров
- Изменение значения расхода картерных газов при смене моторного масла
- Измерения расхода картерных газов от нагрузки на двигатель
- Зависимость мгновенного максимального значения расхода картерных газов от углового ускорения двигателя
- Зависимость расхода картерных газов от температуры двигателя Д-240
- Измерения расхода картерных газов на различных скоростных режимах работы двигателя
- Диагностика двигателя по параметрам расхода и давления картерных газов
- Влияние качества моторного масла на расход картерных газов
- Изменение объемного расхода картерных газов по постепенному прогреву двигателей ЯМЗ-238 различной наработки
- Расход картерных газов на режимах разгона двигателя
Дополнительные материалы: на 54 печатных листах Word даны пояснения к чертежам:
- Анализ методов и средств диагностирования цилиндро-поршневой группы (ЦПГ)
- Проблемы диагностирования дизельного двигателя.
Основные места утечек воздуха из камеры сгорания. а) зазор между кольцами и поверхностью цилиндра или зазор в замке колец; б) зазор по торцевым поверхностям колец и канавок поршней; в) зазор между седлом и клапаном; г) зазор между поврежденной прокладкой и плоскостью головки или блока; д) в трещину в стенке камеры сгорания
- Анализ продуктов износа в эксплуатируемом масле
- Методы измерения мгновенного расхода масла на угар
Основные причины повышенного расхода масла:
- Наружная течь масла через сальники, прокладки, уплотнители.
- Некачественное присоединение фланца патрубка отсоса картерных газов к корпусу воздушного фильтра (попадание масла в воздушный фильтр) в двигателях с рециркуляцией картерных газов.
- Абразивный износ цилиндров, поршневых колец, поршней, направляющих втулок.
- Износ поршневых колец (без износа цилиндров), завышенный тепловой зазор колец, совпадение замков колец в линию, неприлегание колец к "зеркалу" цилиндров, большой зазор по высоте колец в канавках поршней.
- Задиры, риски, натиры и прочие дефекты на "зеркале" цилиндров.
- Метод анализа виброакустических данных
- Анализ температурных параметров
- Время пуска и мощность двигателя
- Прорыв газов в картер двигателя
- Теоретические предпосылки предлагаемого метода диагностирования дизельного двигателя
- Критерии выбора параметра диагностирования
Основные структурные параметры, по которым имеют место отказы цилиндропоршневой группы дизелей при эксплуатации:
- зазор в сопряжении поршень - гильза цилиндра;
- зазор в сопряжении верхняя канавка поршня - компрессионное кольцо;
- зазор в замке поршневых колец;
- подвижность поршневых колец;
- целостность (отсутствие трещин) гильз цилиндров;
- целостность (отсутствие кавитационных разрушений) посадочного пояска гильз цилиндров.
Признаками, свидетельствующими об износе или поломке деталей ЦПГ, многие источники называют: потеря мощности; плохой запуск двигателя; перебои в работе, детонации и стуки в двигателе; повышенный расход масла на угар; повышенный расход картерных газов; загрязнение масла продуктами износа; дымление и т.д. Исходя из этого, приводится множество методов и средств проверки технического состояния цилиндропоршневой группы. О техническом состоянии цилиндропоршневой группы двигателя судят по давлению в конце сжатия (компрессии).
- Основные показатели неисправности дизельного двигателя
- Роль уплотнения цилиндров на прорыв газов
- Влияние физико-динамических процессов в двигателе на параметры картерных газов
- Влияние тепловых условий на величину зазоров диагностируемых сопряжений
- Влияние моторного масла на прорыв газов в картер двигателя
- Результаты экспериментов
- Результаты исследований влияния факторов, влияющих на параметры картерных газов
- Принятие решений по результатам диагностирования по параметрам картерных газов
- Оценка времени, затрачиваемого на операции диагностирования и измерение диагностических параметров
Вывод:
- В ходе опытов получены зависимости расхода картерных газов кроме технического состояния ЦПГ от таких факторов как температура двигателя, нагрузка, качество моторного масла, режимы работы двигателя.
- Параметр давления картерных газов в двигателях со свободной системой вентиляции картерного пространства мало информативен. По пульсациям давления нельзя определить техническое состояние отбельных цилиндров, так как наблюдается пульсация общего давления в картере, вызванное колебаниями объема картерного пространства.
- По параметрам расхода картерных газов можно определять техническое состояние не только ЦПГ, но и ТКР, при его наличии. Для этого надо измерения расхода картерных газов проводиться на различных частотах вращения двигателя.
- Представлено поэтапное время проведения измерений расхода картерных газов, даны рекомендации по доработке прибора КИ-28292 для измерения параметров картерных газов.
В программе: Компас 3D V