Перечень чертежей:
Дополнительные материалы: прилагается расчетно-пояснительная записка на 34 листах. В проекте разработана технология изготовления детали "цапфа" автомобиля МАЗ-64221.
Приведено назначение и условия работы детали в узле. Установка цапфы выполняется в средний и задний мост автомобиля. Она обеспечивает установку ступицы ведомой шестерни колесной передачи и подшипников ступицы колеса. Деталь представлена полым валом, имеющим фланец с одной стороны. На фланце имеется двенадцать отверстий, посредством которых выполняется крепление цапфы к картеру моста, куда она вставляется коротким буртиком до упора в торец фланца. В шлифованный радиус буртика выполнена установка резинового кольца, предотвращающего утечку масла из картера моста. Полуось, которая передает через колёсную передачу крутящий момент на колесо автомобиля, проходит в центральном отверстии цапфы. На шлифованный диаметр 100 длиной 115 мм надета втулка с резиновым кольцом и внутреннее кольцо подшипника. На резьбу навинчены гайки, которые фиксируют ступицу ведомой шестерни и регулируют натяг в радиально-упорных роликовых подшипниках ступицы колеса. Паз на резьбовом участке цапфы предназначен для установки в него выступа замковых шайб, служащих для предотвращения отвинчивания гайки. Цапфа изготовлена из высококачественной конструкционной легированной стали 30ХГСА.
Выполнен анализ технологичности конструкции качественным и количественным методом. На основании результатов установлено, что деталь не технологична.
Сделан выбор типа и организационной формы производства. Рассчитан такт выпуска продукции 61,11 мин, расчетное число станков для каждой операции 0,03, коэффициент загрузки станков 0,015, число операций на рабочем месте в течение года 53,3. Коэффициент закрепления операций равен 107, что определяет тип производства – единичное. Определена суточная производительность рабочей линии 248 шт. Принята форма организации производства – групповая, в виде многономенклатурной поточной линии. Установлено, что 1 раз в месяц в производство необходимо направлять очередную партию деталей размером 166 шт.
Проведен выбор метода получения заготовки. Принят метод - штамповка на кривошипном горячештамповочном прессе (КГШП) в открытых штампах. Штамповка осуществляется в четыре перехода прямым выдавливанием.
Разработан чертеж заготовки. Применено штамповочное оборудование — поперечно-клиновой стан и индукционный нагрев заготовки. Рассчитаны припуски и кузнечные напуски, размеры поковки и их допустимые отклонения. Произведен выбор маршрута обработки, допусков, припусков и размеров на промежуточных операциях двух поверхностей.
Выбрана поверхность шейки Ø36k6. Для двух маршрутов обработки поверхности цапфы ) рассчитан коэффициент изменения точности шейки: 1,977 и 2,03. Принят первый маршрут обработки, включающий операции: точение черновое и чистовое, ТВЧ, шлифование предварительное и чистовое.
Определены межоперационные припуски и размеры обработки для принятого 1-го маршрута обработки поверхности.
Сделан выбор технологических баз. В качестве черновых баз при обработке заданной детали выбраны наружные необрабатываемые поверхности - диаметр цапфы и торец фланца.
Выполнен расчет границ регулирования с построением контрольных карт.
В ходе расчета настроечного размера определены значения:
№ |
Наименование |
Значение |
1 |
Путь резания за период стойкости инструмента |
15745 м |
2 |
Смещение уровня настройки за период стойкости инструмента |
0,9 мкм |
3 |
Число деталей, обработанных за период стойкости |
90 шт |
4 |
Поле допуска на обработку |
50 мкм |
5 |
Погрешность измерения |
5 мка |
6 |
Среднее квадратичное отклонение размеров |
3 мкм |
В работе выполнено проектирование конструкции детали "цапфа" автомобиля МАЗ-64221 с разработкой технологического процесса ее изготовления.
В программе: Компас 3D v