Чертеж водяного насоса МАЗ-533603.
В литом корпусе располагаются два шариковых подшипника 4 и 6 разного типоразмера. В них посажен горизонтальный ступенчатый валик 9 с установленной на его конце крыльчаткой 14. С другого края одевается шкив 1 для ремней с коническим сечением. Фиксация стыкуемых элементов происходит колпачковой гайкой 11 и болтом 2 с шайбой 3. Узлы трения закрыты уплотнением 13, манжетой 7, пылеотражателем 16. Поджим внешней большой обоймы осуществляется стопорным кольцом 15. Подача смазочного материала к трущимся поверхностям происходит через пресс-масленку 5, предусмотренную в верхней части корпуса. Устройство входит в систему охлаждения двигателя внутреннего сгорания.
Сборка обеспечивает нагнетание охлаждающей жидкости в рубашку мотора.
По принципу действия насос является центробежным (формирование потока происходит под действием центростремительного ускорения, выбрасывающего фракции жидкости с большим усилием). Устанавливается узел спереди блока цилиндровой группы. Привод вращения осуществляется от ременной передачи, крутящейся от места отбора мощности на силовом агрегате (крутящий момент снимается с помощью гидромуфты, соединенной с коленчатым валом).
При работе насос находится в сильном температурном поле, влияющем на характер изнашивания его деталей и их долговечность. Крыльчатка и внутренние полости, находящиеся в жидкостной зоне подвержены процессу коррозии. Также возможно проявление кавитационных процессов. Остальные узлы испытывают износ из-за трения под нагрузкой в присутствии масляного слоя.
Необходимо обеспечивать равномерную подачу воды, чтобы исключить перегревание работающего двигателя. Являясь ответственным узлом, устройство проходит испытание на стенде, где могут выявляться дефекты и неисправности, влияющие на отказ работы насоса. При изготовлении используются качественные материалы и точное оборудование с технической проверкой на соответствие чертежам.
Спецификация – на чертеже
Программа: AvtoCAD