Перечень чертежей:
Дополнительные материалы: прилагается расчетно-пояснительная записка на 38 листах.
В пояснительной записке разработан проект фрезерного специального широкоуниверсального станка С №23 для производства изделий АКТ в металлообрабатывающей промышленности.
Составлен бизнес-план научно-технического проекта с технико-экономическим обоснованием.
Проведен патентно-лицензионный обзор и патентное исследование.
Выполнен системный анализ аналогов и выбор прототипа. На основание проведенного анализа в качестве прототипа проектируемого станка выбран станок 676П.
Произведено определение класса точности станка. Принят класс точности станка Н, определено значение радиального биения для шпинделя 14 мкм.
Выполнен расчет режимов резания. Определены параметры:
№ |
Наименование |
Значение |
1 |
Сила резания |
1126 Н |
2 |
Скорость |
1,93 м/сек |
3 |
Мощность |
2,173 кВт |
4 |
Ширина фрезерования |
30 мм |
5 |
Глубина |
5 мм |
6 |
КПД |
0,73 |
7 |
Приведенная мощность |
2,98 кВт |
Произведен выбор марки двигателя. По приведенной мощности выбран двигатель 5А100S4У3 мощностью 3 кВт, частота вращения 1500 об/мин.
Сделан выбор фрезы. Принята концевая фреза ГОСТ 17026 – 71. Определены основные значения.
Приведена схема технологического процесса. Определена мощность механизма главного движения 3 кВт, подача 13-395 мм/мин, частота вращения шпинделя 1875 об/мин.
Выполнена компоновка и конструкторская проработка. Координатная компоновка разрабатываемого станка: XYOZB:
Конструкционная компоновка выполнена с учётом обеспечения лёгкости доступа к органам управления станка. Компоновка шпиндельного узла – вертикальная. Размеры рабочей поверхности стола 190 х 360 обусловлены габаритами целевых деталей.
От электродвигателя мощностью 3 кВт через клиноременную передачу приводится в движение вал коробки скоростей, на котором находятся два двойных передвижных блока шестерен, обеспечивающих валу II при различных включениях четыре различные скорости вращения.
При положении блоков, указанном на схеме, движение от вала передается валу II шестернями. При смещении блока вправо вал II приводится в движение через шестерни. При нейтральном положении блока валу II сообщаются еще две скорости вращения блоком: при левом его включении через шестерни, а при правом включении – шестернями. От вала II вращение сообщается валу III через двойной подвижный блок шестерен, который удваивает количество скоростей вала II.
Левый венец блока находится в постоянном зацеплении с широкой шестерней, сидящей на валу IV свободно. Эта шестерня выполнена широкой потому, что она должна находиться в постоянном зацеплении с зубчатым колесом, жестко закрепленным на горизонтальном шпинделе V при поперечном перемещении шпиндельной бабки. Всего, таким образом, шпинделю может быть сообщено восемь различных скоростей вращения.
Произведен анализ механизмов главного движения. Для шпинделя разработанного станка принята конструкционная легированная хромистая сталь 40Х ГОСТ 4543-71 с поверхностной закалкой до твёрдости 48…56 HRC.
Сделан выбор подшипников с расчетом долговечности.
Выполнено формирование посадок и определение допусков на размер шпинделя, определение эксцентриситета с расчетом основных значений.
Произведен расчет времени безотказной работы станка – 3006 ч.
Приведена техника безопасности.
Приведено описание сборочного чертежа шпинделя.
Составные части сборки.
Корпус установки инструмента состоит из шайб прижимных, шайбы уплотнительной, шайбы и винта, в котором устанавливается инструмент.
Шпиндельный узел со шкивом состоит из корпуса шпиндельного вала, шариковых радиально-упорных двухрядных подшипников, двух постановочных колец, одной манжеты, двух ступичных крышек, восьми болтов, двух стопорных колец, шпонки призматической, плоскоременного приводного шкива, винта и шайбы.
Передача крутящего момента осуществляется в следующем порядке: крутящий момент передается через ремень на шкив, со шкива он передается на шпонку, со шпонки в свою очередь он передается на шпиндель и с него на режущий инструмент.
Операции сборки. Шкив плоскоременной приводной устанавливается на коническом конце вала с помощью призматической шпонки, шкив перед сборкой балансируется. Приводной плоский ремень устанавливается на шкив вручную в напряжённом состоянии, не применяя никаких инструментов.
Шпонка устанавливается на вал после пригонки ступицы. Шкив садится на коническую поверхность вала, напрессовывается на конец вала с небольшим натягом с помощью винта. Вращением винта создаётся осевое давление, передаваемое на шкив. Подшипники на валу закрепляются механическим прессованием, перед монтажом подшипники предварительно нагреваются в масляной ванне до 80 - 90° С с выдержкой 10-15 мин.
После сборки подшипники наполняются смазкой УС-1 ГОСТ 1033 – 90 на 1/3-2/3 объема ступицы, манжеты, устанавливаются крышки, крышки затягиваются болтами и проводятся испытания сборочного узла, проверяя его нагрев и бесшумность.
Приведена исследовательская часть, где рассмотрено исследование технического уровня, матрица весовых коэффициентов для новой разработки. Выполнено определение технологического уровня разработки и сравнение разработки с мировыми аналогами.
Построена блок-схема динамического расчета по программе Vibro.
Приведен динамический расчет.
В данном проекте разработана конструкция фрезерного специального широкоуниверсального станка С № 23 для производства изделий АКТ в металлообрабатывающей промышленности.
Спецификация – присутствует на чертежах
В программе: Компас 3D v, AutoCad