Перечень чертежей:
длина 2060
ширина 1940
высота 1600
Расстояние от оси шпинделя до стола:
наименьшее 0
наибольшее 340
Расстояние от оси шпинделя до хобота 150
Наименьшее расстояние от задней кромки стола до:
торца шпинделя 10
вертикальных направляющих станины 45
Электродвигатель шпинделя:
число оборотов 1450 об/мин
мощность 4,0 кВт
Электродвигатель подачи:
число оборотов 1450 об/мин
мощность 1,5 кВт
Размер рабочей площади стола, мм.
длина 1000
ширина 250
Наибольший угол поворота стола 45 град.
Цена одного деления шкалы поворота 1 град
Наибольшее перемещение стола, мм:
продольное от руки 650
механическое 560
вертикальное от руки 340
механическое 340
поперечное от руки 200
механическое 190
Выключающие упоры механической подачи продольной, поперечной и вертикальной - есть
Перемещение на одно деление лимба, мм:
продольное и поперечное 0,05
вертикальное 0,025
Внутренний конус
система ГОСТ 836-62
размер II
Технические требования:
Дополнительные материалы: приведена расчетно-пояснительная записка на 39 страницах, где указаны:
Горизонтально-фрезерный станок модели 6Н81Г предназначен для фрезерования разнообразных изделий из черных и цветных металлов.
Приведены характеристики станка.
Обрабатываемы материал |
Материал РИ |
Припуск, мм |
Глубина резания, мм |
Скорость резания, м/мин |
Мощность, кВт |
|||
Δ |
t1 |
t2 |
V1 |
V2 |
N1 |
N2 |
||
Фрезы цилиндрические |
||||||||
Конструкционная сталь |
Р6М5 |
15 |
9 |
4 |
40,82 |
50,25 |
3,6 |
4,76 |
Р6М5 |
10 |
8 |
2 |
32,66 |
62,8 |
2,18 |
1,33 |
|
Т5К10 |
8 |
5 |
3 |
153,86 |
123,09 |
5,5 |
5 |
|
Т15К6 |
6 |
4 |
2 |
204,89 |
227,65 |
5,1 |
4,1 |
|
Серый чугун |
Р6М5 |
6 |
4 |
2 |
39,25 |
50,24 |
4,3 |
2,6 |
ВК6 |
12 |
4 |
3 |
119,76 |
296,73 |
5,2 |
4,83 |
|
Медный сплавы |
Р6М5 |
5 |
3 |
2 |
30,33 |
50,3 |
3,5 |
3,0 |
Алюминиевый сплавы |
Р6М5 |
4 |
3 |
1 |
40,5 |
49,2 |
4,6 |
3,0 |
Фрезы дисковые |
||||||||
Конструкционная сталь |
Р6М5 |
5 |
5 |
39,5 |
4,3 |
|||
Р6М5 |
2 |
2 |
50 |
3,35 |
||||
Т5К10 |
6 |
6 |
240 |
3,5 |
||||
Серый чугун |
Р6М5 |
6 |
6 |
39,9 |
1,5 |
|||
Р6М5 |
3 |
3 |
49,1 |
0,9 |
||||
Медный сплавы |
Р6М5 |
5 |
3 |
30,33 |
3,5 |
|||
Алюминиевый сплавы |
Р6М5 |
4 |
3 |
40,5 |
4,6 |
|||
Фрезы фасонные |
||||||||
Конструкционная сталь |
Р6М5 |
8 |
8 |
50,9 |
5,5 |
|||
Р6М5 |
4 |
4 |
42,6 |
5,0 |
Используя данные таблицы, определены максимальная 1213,22 об/мин и минимальная 60,37 об/мин частота резания. Вычислен диапазон регулирования – 25,72.
Принято число степеней регулирования 16. Определено количество вариантов структурной формулы: 18. Построена их структурная сетка.
Определена потребная мощность на валу электродвигателя, равная 7,05кВт.
Посчитаны мощности на валах:
№ п/п |
Наименование |
Значение |
1 |
Мощность на входном валу редуктора |
6,87 кВт |
2 |
Мощность на втором валу |
6,60 кВт |
3 |
Мощность на третьем валу |
6,12 кВт |
4 |
Мощность на четвертом валу |
5,26 кВт |
5 |
Мощность на седьмом валу |
4,54 кВт |
6 |
Мощность на шестом валу |
3,78 кВт |
Построен график частот вращения шпинделя.
Исходя из графика найдены передаточные числа:
1)38/24=1,58, 2)24/38=0,63, 3)24/38=0,63, 4)28/34=0,82, 5)31/31=1, 6)34/28=1,21, 7)20/20=1, 8)30/64=0,47, 9)25/69=0,36, Р - 150/220=0,68
Ошибка ±2,6% находится в пределах допустимых значений.
Определены крутящие моментов по расчетной частоте 125 об/мин:
№ п/п |
Наименование |
Значение |
1 |
Крутящий момент 1 |
46,75 Нм |
2 |
Передаточное отношение 2 |
1,59 |
3 |
Крутящий момент 2 |
71,7Нм |
4 |
Передаточное отношение 3 |
0,83 |
5 |
Крутящий момент 3 |
83,73Нм |
6 |
Передаточное отношение 4 |
1 |
7 |
Крутящий момент 4 |
80,81Нм |
8 |
Передаточное отношение 5 |
1,5 |
9 |
Крутящий момент 5 |
119,64Нм |
10 |
Передаточное отношение 6 |
2,13 |
11 |
Крутящий момент 6 |
245,95Нм |
12 |
Передаточное отношение 7 |
2,78 |
13 |
Крутящий момент 7 |
659,91Нм |
Потребная мощность на валу электродвигателя равна 5,44 кВт. Синхронная частота вращения ЭД 1500 об/мин. Выбран двигатель с ближайшей мощностью и синхронной частотой вращения 1500об/мин - 4А112М4У3.
Выполнен расчет параметров для построения механической характеристики:
№ п/п |
Наименование |
Значение |
1 |
Электромагнитный момент номинальной мощности |
36,34Нм |
2 |
Пусковой момент |
72,68Нм |
3 |
минимальный момент |
58,144Нм |
4 |
максимальный момент |
79,948Нм |
5 |
индуктивное сопротивления статора при номинальном режиме работы ЭД |
1,497Ом |
6 |
активное сопротивления статора |
1,228Ом |
7 |
приведенное сопротивление ротора |
2,494Ом |
8 |
активное сопротивление ротора |
0,787Ом |
9 |
главное индуктивное сопротивление |
53,719Ом |
10 |
Номинальный электромагнитный момент |
36,825Нм |
11 |
Пусковой момент |
36,414Нм |
12 |
Максимальный электромагнитный момент |
85,57Нм |
13 |
Расчетное значение критического скольжения |
0,165 |
14 |
Номинальный электромагнитный момент по уточненной формуле Клосса |
26,34Нм |
15 |
Пусковой момент |
42,078Нм |
16 |
Максимальный момент |
79,948Нм |
Построен график механической характеристики двигателя 4А112М4У3: 1- по справочным данным с учетом Мmin; 2- по справочным данным без учета Мmin; 3- по точной формуле; 4- по уточненной формуле Клосса.
В проекте представлена электрическая схема с расшифровкой элементов, используемых в электрической схеме. По схеме производится динамическое торможение.
Электродвигатели М1 - шпинделя и М2 – подачи включаются с помощью магнитных пускателей КМ1 и КМ2. Остановка обеих электродвигателей осуществляется кнопкой SB «Стоп». Ток по цепи поступает в катушку КТ – реле времени, замыкающий контакт КТ выключает контактор КМ3. Постоянный ток от выпрямителя через замыкающий контакты КМ3 поступает в обмотку статора двигателя М1, происходит электродинамическое торможение. Через 5 секунд размыкающий контакт КТ отключает пускатель КМ3 – подача постоянного тока в двигатель прекращается. Величина выдержки, настроенная на 5 секунд, обеспечивает торможение двигателя М1 до полной остановки. Включение и отключение электронасоса охлаждения М3 производится выключателем QS2 при работающем двигателе М2. Защиту от токов коротких замыканий обеспечивают предохранителями FU1, FU2, FU3, FU4 и автоматическим выключателем QS1. Для изменения направления вращения шпинделя служит барабанный переключатель БП.
Зубчатые колеса являются основным видом передач коробок скоростей. От их габаритов и качества выполнения во многом зависит размеры и эксплуатационные характеристики всей коробки.
Расчет для 24/38 с числом оборотов 125 об/мин, шестерня с числом зубьев 24, материал сталь 40Х:
№ п/п |
Наименование |
Значение |
1 |
Окружная скорость |
2,6 м/сек |
2 |
Допускаемые напряжения изгиба |
294Мпа |
3 |
модуль изгиба |
2,5мм |
Расчет для 30/64 с числом оборотов 125 об/мин, шестерня с числом зубьев 30, материал сталь 40Х:
№ п/п |
Наименование |
Значение |
1 |
Окружная скорость |
1,4 м/сек |
2 |
Допускаемые напряжения изгиба |
294Мпа |
3 |
модуль изгиба |
3мм |
Проверка по напряжениям предотвращает появление усталостных трещин у корня зуба в течении заданного срока службы.
Определен крутящий момент на валу ведущего шкива – 80,81Нм.
Выбран профиль сечения ремня с параметрами:
Обозначение профиля |
bр, мм |
b0, мм |
h, мм |
y0, мм |
A, мм2 |
dmin, мм |
T1, Нм |
Б |
14 |
17 |
10,5 |
4,0 |
138 |
125 |
40...190 |
Расчет плоской геометрии:
№ п/п |
Наименование |
Значение |
1 |
скорость ремня |
8,52м/сек |
2 |
диаметр второго шкива |
220мм |
3 |
передаточное число |
1,496 |
4 |
отклонение передаточного числа от номинала |
0,27% |
5 |
минимально допустимое межосевое расстояние |
214мм |
6 |
оптимальное значение межосевого расстояния |
330мм |
7 |
длина ремня по нейтральному слою |
1244мм |
8 |
ближайшую большая длину ремня по стандарту |
1250мм |
9 |
межосевое расстояние по стандартной длине |
333мм |
10 |
уменьшенное на величину 0,015L межосевое расстояние |
314,25мм |
11 |
увеличенное межосевое расстояние на 0,03L |
351,75мм |
При проектировании привода предусмотрена возможность перемещения натяжного устройства на величину 37,5 мм. Выполнена проверка угла обхвата на малом шкиве – 167º95’.
Определение числа ремней по тяговой способности с учетом долговечности:
№ п/п |
Наименование |
Значение |
1 |
число пробегов ремня в секунду |
6,82 1/с |
2 |
эквивалентный диаметр малого шкива |
165мм |
3 |
допускаемое приведённое полезное напряжение |
2,58Мпа |
4 |
допускаемое полезное напряжение |
2,5Мпа |
5 |
окружное усилие |
1077,5Н |
6 |
число ремней |
3,3 |
7 |
габаритный размер вдоль межосевого расстояния |
528,5мм |
8 |
напряжения изгиба в ремне на малом шкиве |
10,67МПа |
Принято число ремней, равное 3.
Натяжение ветвей передачи, силы, действующие на валы и опоры передачи:
№ п/п |
Наименование |
Значение |
1 |
Предварительное натяжение |
621Н |
2 |
Натяжение ведущей ветви |
1159,75Н |
3 |
Натяжение ведомой ветви |
82,25Н |
4 |
Сила, действующая на валы и опоры передачи |
1240,28Н |
Представлена схема клиноременной передачи.
Определены диаметр 1 вала под подшипник - 25 мм, диаметр буртика под подшипник - 28 мм, у 305 подшипника, он же является диаметром шлицевого вала и диаметр под колеса. Принят dПЛ=30 мм у 306 подшипника. Принят dБПЛ =34 мм у 306 подшипника.
Приняты диаметр 2 вала под подшипник (промежуточные валы) 20 мм, диаметр буртика под подшипник 28 мм.
Приняты диаметр 3 вала под подшипник (промежуточные валы) - 25 мм, диаметр буртика под подшипник 28 мм, он же является диаметром шлицевого вала.
По результатам расчета приняты диаметр 4 вала под подшипник 30 мм, диаметр под колесо 30 мм, диаметр вала под шпонку 27 мм.
Приняты диаметр 6 вала под подшипник 35 мм, диаметр буртика под подшипник 42 мм, он же является диаметром шлицевого вала.
На станке 6Н81Г при помощи одной рукоятки производится все переключения в коробке скоростей. Поворотом рукоятки движение передается по валу кулачку. На двух торцах кулачка нарезаны профили. Посредством планок, которые с одной стороны связаны с пальцами, вставленными в нарезанные профили, с другой стороны с блоками, при вращении кулачка происходит перемещение блоков. Установка числа оборотов шпинделя осуществляется поворотом рукоятки до момента пока в прорези не покажется необходимая цифра рядом с буквой «А» или «Б».
Построена циклограмма работы. Блок 1 занимает два положения, блок 2 и 3 - три положения. Кулачок разбивается на восемь равных частей. 360°/8=45°. Ход первого блока 19 мм, второго и третьего от нейтрали влево и вправо по 19 мм. Вращение кулачка по часовой стрелке. В соответствии с циклограммой строится кулачок.
Определены усилия, действующие в зацеплении, и реакции опор:
№ п/п |
Наименование |
Значение |
1 |
Окружная сила 1 |
1509,5Н |
2 |
Окружная сила 2 |
1687,1Н |
3 |
Радиальная сила 1 |
549,4Н |
4 |
Радиальная сила 2 |
614,1Н |
5 |
Результирующие реакции в опоре А |
1780Н |
6 |
Результирующие реакции в опоре В |
1622Н |
Выполнен выбор и проверка подшипников на динамическую грузоподъемность:
1) Подшипник 304. D=52 мм, d=20мм, С=15900Н, Со=7800 Н.
Определены эквивалентная динамическая нагрузка: 2136Н, и требуемая динамическая грузоподъемность: 11890Н, ΔС=25%.
2) Подшипник 204. D=47 мм, d=20 мм, С=12700 Н, Со=6200 Н.
Найдены эквивалентная динамическая нагрузка: 1946,4Н, и требуемая динамическая грузоподъемность: 10835Н, ΔС=15%
Найдены изгибающие моменты:
№ п/п |
Наименование |
Значение |
1 |
Суммарный изгибающий момент под колесом 2 |
81,8 Нм |
2 |
Суммарный изгибающий момент под колесом 1 |
78,6 Нм |
Построены эпюры моментов, действующих на второй вал коробки скоростей.
Запас прочности вала в наиболее опасных сечениях (шпоночный паз):
№ п/п |
Наименование |
Значение |
1 |
материала вала |
Сталь 40Х |
2 |
момент сопротивления изгибу сплошного сечения |
2154мм3 |
3 |
момент сопротивления кручению сплошного сечения |
4308мм3 |
4 |
коэффициент снижения предела выносливости для нормальных напряжений |
3,02 |
5 |
коэффициент снижения предела выносливости для касательных напряжений |
2,76 |
6 |
предел выносливости вала в сечении для нормальных напряжений |
139,1 Мпа |
7 |
предел выносливости вала в сечении для касательных напряжений |
83,3МПа |
8 |
амплитудное нормальное напряжение цикла |
32,3Мпа |
9 |
амплитудное касательное напряжение цикла |
8,3МПа |
10 |
коэффициент запаса по нормальным напряжениям |
4,3 |
11 |
коэффициент запаса по касательным напряжениям |
10 |
12 |
коэффициент запаса |
3,9 |
Вычисленный коэффициент запаса находится в пределах допустимых значений.
В программе: Компас 3Dv, AutoCAD