Перечень чертежей:
Дополнительные материалы: прилагается расчетно-пояснительная записка на 45 листах.
В пояснительной записке спроектирован турбобур односекционного типа Т12М3. используемого в нефтегазодобывающей отрасли для бурения скважи,
Описано назначение, конструкция и условия работы турбобура.
Турбобур - забойный гидравлический двигатель, который предназначен для бурения скважин в различных географических условиях.
Турбобур опускается к забою скважин на трубах. Энергия, которая необходима для его работы, доставляется потоком жидкости, подаваемой по трубам, установленными на поверхности насосами. Гидравлическая энергия потока жидкости преобразуется в турбине в механическую энергию вращения вала, несущего на конце долото.
Жидкость, отработанная в турбине, поступает в долото. Проходя через промывочное отверстие долота, она попадает на забой и очищает его, таким образом вынося разбуренную породу на поверхность.
Основные детали турбобура - турбина, вал, опоры и корпус.
Турбина турбобура - многоступенчатая, осевого типа, включает в себя систему статоров и систему роторов, из которых первая связана с корпусом, а вторая с валом турбобура.
На валу смонтированы роторы и вращающиеся детали опор, которые скреплены роторной гайкой в монолитную систему. Для присоединения долота на нижнем конце вала предусмотрена коническая замковая резьба. В нижней части вала имеется внутренняя расточка и окна для входа рабочей жидкости внутрь вала. На верхнем конце вала выполнена нарезка резьбы под роторную гайку.
Турбобур Т12М3 применяется для бурения верхних интервалов вертикальных и наклонно-направленных скважин.
В узлах соединений (на торцах) как невращающихся, так и вращающихся деталей турбобура создается напряжения (осевые усилия), достаточные для передачи момента, создаваемого турбиной, на вал и корпус. В корпусе и на валу турбобура эти функции выполняют резьбовые соединения, закреплением которых достигаются нужные усилия в системе статоров и роторов.
На валу турбобура установлены роторы и вращающиеся детали радиальных опор (втулка нижней опоры и втулки средних опор), детали резинометаллической пяты (диски и кольца пяты). Все вращающиеся детали закреплены на валу роторной гайкой. При закреплении контргайки колпак, имеющий внутренний конус, обжимает конусную часть роторной гайки, предохраняя ее от отвинчивания. На нижнем конце вала имеется переводник вала для присоединения долота.
В корпусе турбобура ниппелем закрепляются не вращающиеся детали турбобура — статоры, средние опоры, подпятники. Корпус через переводник соединяется с колонной бурильных труб. В верхней (над ступенями турбин) и в нижней (под ступенями турбин) частях вала установлены уплотнительные кольца, препятствующие проникновению промывочной жидкости в зазор между ступицами роторов и цилиндрической поверхностью вала.
Регулировочное кольцо, которое расположено между статором и подпятником, предназначено для распределения осевого люфта турбины (положение роторов относительно статоров). Монолитность деталей, которые закреплены в корпусе, достигается правильным выбором высоты регулировочного кольца.
Приведена технологическая структура капитального ремонта.
Произведены подготовительные работы.
Выполнено описание разборки и дефектовки турбобура односекционного типа Т12М3.
Сделан выбор способа восстановления вала. Для восстановления нижней замковой резьбы вала турбобура односекционного Т12М3 выбран способ автоматической наплавки под флюсом. Перед автоматической наплавкой производится стачивание изношенной резьбовой поверхности на токарном станке, а после –нарезание резьбы на токарно-винторезном станке.
Описана технология восстановления вала автоматической наплавкой под флюсом.
Рассмотрена сборка и регулировка турбобура односекционного Т12М3. Вал турбобура располагается на подставки. На валу монтируется втулка нижней опоры, упор, устанавливается уплотнительное кольцо. Затем монтируются ступени турбины и детали средних опор (при этом средние опоры распределяют равномерно между ступенями турбины). За последним ротором устанавливается еще одно уплотнительное кольцо.
Осевые зазоры в турбине турбобура типа Т12МЗ регулируются кольцом, устанавливаемым между подпятником и статором. После установки регулировочного кольца на валу монтируются детали пяты: диск, кольцо, подпятник т. д. Набранные на валу детали закрепляются роторной гайкой. На нее надевается колпак и закрепляется контргайка. В корпусе устанавливается втулка, заводится вал с набранными деталями, ввинчивается и закрепляется переводник. После определения высоты регулировочного кольца оно устанавливается в корпус; закрепляется ниппель. На вал навинчивается переводник.
Описаны приработка и испытания. Приведены правила эксплуатации.
Спецификация – 1 лист
В программе: Компас 3D v