Перечень чертежей:
Дополнительные материалы: прилагается расчетно-пояснительная записка на 24 листах.
В пояснительной записке разработан мост автомобиля ГАЗ-33021 с блокируемыми дифференциалами и механизм привода его включения.
В проекте поставлена задача устройства управления заднего дифференциала автомобиля ГАЗ-33021 из кабины автомобиля. Принято механическое управление с сервопружинами, обеспечивающими фиксацию муфты блокировки в крайних положениях «включено» и «выключено».
Приведена конструктивная часть, где выполнен кинематический расчет управления блокировкой дифференциала с механическим сервоприводом.
Определено среднее усилие на ведущем конце привода 32,2 Н и радиус поворота рычага 85 мм.
При начале включения блокировки сопротивления ползуна незначительное, усилие равно 65,4 Н.
В среднем положении усилие сервопружины сводится к нулю, зубья муфты только начинают входить в зацепление.
При завершении включения блокировки действие сервопружины облегчает действия водителя¸ а усилие равно (-10,8 Н). Знак минус свидетельствует об отсутствии усилия со стороны водителя – работу по включению выполняет сервопружина. Определены параметры:
№ |
Наименование |
Значение |
1 |
Рабочий ход ведущего конца привода рычага |
120 мм |
2 |
КПД привода |
0,96 |
3 |
Число последовательно работающих шарниров |
5 |
4 |
Радиус поворота шарнира ползуна |
15 мм |
5 |
Радиус поворота кривошипа |
35 мм |
Выполнены расчеты на прочность с определением параметров вала и построением эпюр.
Вал работает на кручение периодически, т.е. только в моменты включения и выключения. При движении он разгружен, так как работу по сохранению заданного режима блокировки выполняет сервопружина.
Принят диаметр для круглой трубы 25 мм и высота 25 мм для участка с трубой квадратной. Для обеспечения подвижного сечения используется переходник-ставка с размером сечения 19 х 19 мм.
Сделано определение конструктивных параметров кривошипа:
№ |
Наименование |
Значение |
1 |
Сила растяжения пружины |
150 Н |
2 |
Максимальная сила сопротивления ползуна |
2617 Н |
3 |
Расчетный диаметр кривошипа |
14 мм |
4 |
Диаметр пальца крепления ползуна к кривошипу |
6 мм |
5 |
Допустимое напряжение на смятие |
454 МПа |
6 |
Рабочая длина пальца |
7 мм |
Кривошип выполнен из Сталь 45 ГОСТ 1050-88.
Приведен проверочный расчет блокируемой полуоси.
При полной блокировке переднего и заднего дифференциалов возможна ситуация, когда весь крутящий момент от двигателя передается только на одно колесо, а три других, хоть и вращаются, но имеют недостаточное сцепление. В этом случае возникает перегрузка шлицев и самой оси, которая ограничена условиями сцепления. Определены допустимые напряжения смятия 219,8 МПа, кручения 437 МПа и касательное напряжение 419 МПа.
Установлено, что для оси без закалки диаметр необходимо увеличить до значения 40,7 мм.
Произведен расчет параметров кулачковой муфты блокировки дифференциала. Материал изготовления полумуфт Сталь 45. Определен размер шлицевого соединения 6 х 28 х 34 мм ГОСТ 1139-80.
Выполнен расчет сервопружины блокировки, где вычислены показатели:
№ |
Наименование |
Значение |
1 |
Диаметр проволоки сервопружины |
3 мм |
2 |
Диаметр сервопружины |
24 мм |
3 |
Число витков |
30 |
4 |
Длина пружины в свободном состоянии: |
|
- По виткам |
90 мм |
|
- С учетом петель |
138 мм |
|
5 |
Коэффициент жесткости пружины |
77 мм |
Рассчитана экономическая эффективность модернизации трансмиссии автомобиля ГАЗ с вычислением годового экономического эффекта 12,13 тыс.руб и срока окупаемости 1,27 года.
В данной работе выполнен проект моста автомобиля ГАЗ-33021 с блокируемыми дифференциалами и механизма привода его включения.
Спецификация – 2 листа
В программе: Компас 3D v