Перечень чертежей:
Дополнительные материалы: прилагается расчетно-пояснительная записка на 23 листах.
В пояснительной записке разработана конструкция гидравлического ретардера.
Произведен анализ существующих конструкций. Ретардер – устройство, дополняющее рабочую тормозную систему грузовика, седельного тягача или туристического автобуса. Непосредственной задачей ретардера является помощь рабочим тормозам на продолжительных спусках, серпантинах, горных дорогах.
Рассмотрены конструкции:
Описана последовательность сборки ретардера. На вал устанавливается крышка с манжетой, затем подшипник. После этого на вал устанавливается неподвижное колесо турбины, затем сборочная единица устанавливается в корпус, в котором заранее установлена манжета. Неподвижное колесо турбины центрируется 2-мя штифтами и подшипником, затягивается винтами. На вал по шлицам устанавливается подвижное колесо турбины, затем устанавливается разъёмная шайба, которая крепится винтами.
На корпус устанавливается специальная прокладка толщиной 3 мм. После этого корпус надевается на вал. Корпуса между собой центрируются 2-мя штифтами и закрепляются болтами. На вал надевается манжета и устанавливается подшипник. Крышка с установленной в ней манжетой надевается на вал и крепится винтами.
Сделан расчет технических характеристик и геометрических параметров ретардера. Определены параметры:
№ |
Наименование |
Значение |
1 |
Частота вращения карданного вала |
396,28 мин-1 |
2 |
Крутящий момент, действующий на карданный вал |
1541,55 Н |
3 |
Диаметр подвижного и неподвижного колес |
300 мм |
4 |
Дополнительная нагрузка на систему охлаждения двигателя |
1066 кВт/5,99% |
Так как дополнительная тепловая нагрузка на систему охлаждения тягача составляет 5,99 %, то установка дополнительного радиатора для охлаждения гидравлического ретардера не требуется.
Произведен расчет лопаток турбинного колеса на прочность. Сделан расчет вала ретардера на прочность. При подаче масла в ретардер между вращающимся турбинным колесом и неподвижным турбинным колесом происходит столкновении с лопатками, образуется завихрение жидкости, которое создаёт тормозной момент и осевую силу, стремящуюся раздвинуть турбинные колеса друг от друга. Вследствие завихрения жидкости осевая сила на одном турбинном колесе компенсируется осевой силой на втором, из этого следует, что осевая сила, стремящаяся сдвинуть вал настолько мала, что она не учитывается. Поэтому расчет вала на растяжение не производится.
Выполнен расчет на смятие наружного и внутреннего шлицевого соединения с вычисление напряжения на смятие, равное 60,2 МПа и 88,7 МПа.
Приведено технико-экономическое обоснование конструкторской разработки:
№ |
Наименование |
Значение |
1 |
Общие затраты на изготовление ретардера |
59282 руб |
2 |
Стоимость ретардера |
68174,3 руб |
3 |
Экономия на 1 км пробега автопоезда, оснащенного ретардером |
0,26 руб/км |
4 |
Срок окупаемости гидравлического ретардера |
2,6 лет |
Спецификация – 4 листа
В программе: Компас 3D v