Перечень чертежей:
Каталитический нейтрализатор: корпус, реактор, цилиндр, фланец, дно, перегородка, катализатор, крышка, решетка, днище, штырь, кожух, защитный экран, теплоизоляция, подставка, хомут.
Термический нейтрализатор: выпускные клапаны, асбестовая тепловая
изоляция, внутренняя камера, экран из жаростойкой стали
Жидкостный нейтрализатор: выпускная труба, перепускной клапан,
дополнительный бак, заливная горловина, сепаратор, металлическая стружка, рабочий бак, коллектор, пробка сливного отверстия, перегородки
Ионизационный нейтрализатор: зарядные электороды, завихритель, бункер, разделяющий патрубок, сборник
Дополнительные материалы: Пояснительная записка на 16 стр.
В пояснительной записке был проведен обзор существующих конструкций нейтрализации отработавших газов, которые включают:
Ионизационный нейтрализатор работает следующим образом. На разрядные электроды подают высокое напряжение, в результате чего возникает тлеющий разряд. Выхлопные газы, содержащие вредные примеси поступают во входной патрубок, после чего, проходя через завихритель, закручивается и возникающая при этом центробежная сила отбрасывает твердые частицы сажевых образований и т.п. в пристенную часть входного патрубков, которые затем поступают по каналу в бункер.
Далее газовый поток поступает в разделяющие патрубки, причем пристенный поток, содержащий более крупные примеси, попадает в средний патрубок, а поток с меньшим содержанием примесей – в боковые патрубки. В патрубке 4 молекулы окислов, ионизируясь и многократно перезарядившись, активно адсорбируются на крупных примесях, а окислы азота, углерода и серы образуют азотную, угольную и серную кислоты. Одновременно в патрубках потоки с меньшим содержанием примесей обрабатывают соответственно положительным и отрицательным тлеющими разрядами.
Затем потоки из патрубков поступают в сборник, где из-за увеличения давления газов происходит интенсивное смешивание, что приводит к более быстрому и более полному протеканию.
Один из наиболее распространенных методов снижения токсичности дизеля – очистка ОГ с помощью каталитических нейтрализаторов (КН). Дизели работают с коэффициентом избытка воздуха, большим единицы, в их ОГ всегда содержится избыток кислорода.
Конструкция нейтрализатора — Н-46А2. Этот нейтрализатор предназначен для дожигания (беспламенного окисления) в присутствии катализатора отработавших газов.
Нейтрализатор Н-46А2 конструктивно состоит из двух основных частей: корпуса и реактора.
Выпускаемые алюмоплатиновые катализаторы обеспечивают эффективную очистку ОГ двигателей в течение 250…500 моточасов, затем активность катализатора снижается и требуется замена катализатора или его регенерация.
Некоторые типы термических нейтрализаторов (дожигателей) позволяют снизить содержание токсичных компонентов ОГ до 90 %.
Установка нейтрализатора в системе выпуска двигателя приводит к увеличению противодавления в 2…2,5 раза, что вызывает до 3…5 % потерь выходной мощности двигателя. Температура ОГ, выходящих из термических нейтрализаторов, несколько выше, чем ОГ, выходящих из обычного выпускного трубопровода.
Пример конструкции термического нейтрализатора показан на рисунке 3.5. В этой конструкции смесь ОГ с воздухом подается во внутреннюю цилиндрическую камеру реактора. Изменение скорости и направления ОГ обеспечивает перемешивание этой смеси. Асбестовая изоляция и экран выполнены из жаростойкого металла.
В отличие от газов растворимость многих жидких и твердых веществ увеличивается с повышением температуры. Например, растворимость фенола возрастает от 8,3 мае. % при температуре 20 ºС до полной взаимной смешиваемости при 66 °С.
Температура воды в ЖН порядка 40 °С благоприятна для поглощения газов (SO2, СО2, формальдегид); при повышении температуры до 90 °С ухудшение поглощения газов в какой-то степени компенсируется увеличением поглощения паров жидких и твердых веществ за счет их растворения; приближение температуры воды к 100 °С приведет к усилению процессов перегонки с паром и азеотропной перегонке, мешающих удерживанию растворенных и осажденных веществ.
Конденсация жидких компонентов ОГ дизелей в интервале температур работы ЖН маловероятна из-за малых парциальных давлений, которые при охлаждении не могут превысить давления насыщенного пара. При испытаниях ЖН исследовались растворы различной концентрации сернистого натрия (Na2SO3) с добавкой гидрохинона, соды (Na2CO3), двууглекислой соды (NaHCO3), едкого калия (КОН), едкого натрия (NaOH) и их смесей. Анализ химических реакций, наблюдающихся при жидкостной нейтрализации ОГ, позволяет сделать вывод, что при наибольшей поглотительной способности по всем участвующим в процессе жидкостной очистки компонентам наиболее практичны водные растворы щелочей КОН и NaOH (2…10%) либо солевые растворы. При менее жестких требованиях по токсичности ОГ в ЖН часто применяют чистую воду.
Комбинированный нейтрализатор работает следующим образом. Перед началом работы заправляют емкость нейтрализирующей жидкостью через горловину. Отработавшие газы через входной патрубок поступают в корпус каталитического нейтрализатора и при высокой температуре они очищаются от окиси углерода, углеводородов и других компонентов, а затем поступают в скруббер Вентури, где происходит предварительная очистка газов от вредных компонентов сажи, NO4, SO2, углеводородов, альдегидов и их охлаждение.
В программе: Компас 3D v