Перечень чертежей:
Указаны требования:
Дополнительные материалы: прилагается расчетно-пояснительная записка на 64 листах, из которых 61 лист – пояснительная записка, 1 лист – операционная карта, 1 лист – вывод по выполненной работе.
В пояснительной записке проведен сравнительный анализ методов повышения эффективности работы двигателя с указанием преимуществ и недостатков каждого. По его результатам определен наиболее прогрессивный и эффективный способ – настройки систем газообмена в двигателе.
Выполнен тепловой расчет двигателя с распределенным впрыском топлива.
В качестве топлива применяется бензин АИ-92. Определены характеристики рабочего тела. Приведены исходные параметры для двигателя с наддувом и без, показатели параметров окружающей среды и остаточных газов.
Определены значения для техник процесса:
№ |
Наименование |
Значение |
|
Без наддува |
С наддувом |
||
Впуска |
|||
1 |
Плотность заряда |
1,165 кг/м3 |
1,237 кг/м3 |
2 |
Потери давления |
0,0269 МПа |
0,0129 МПа |
3 |
Давление в конце |
0,0865 МПа |
0,0921 МПа |
4 |
Температура в конце |
333,9 К |
330,1 К |
Сжатия |
|||
1 |
Значение средней мольной теплоемкости для свежего заряда |
21,83 кДж/кмоль×град |
21,825 кДж/кмоль×град |
Сгорания |
|||
1 |
Коэффициент молекулярного изменения горючей/рабочей смеси |
1,055 / 1,052 |
1,052 / 1,05 |
2 |
Показатель температуры в конце видимого процесса сгорания |
2235,30С |
2541,240С |
3 |
Действительное максимальное давление сгорания |
4,98 МПа |
5,744 МПа |
Сделано описание процессов расширения и выпуска. Приведены индикаторные параметры цикла рабочего двигателя.
Рассчитаны показатели эффективности агрегата:
№ |
Наименование |
Значение |
1 |
Ход поршня |
92 мм |
2 |
Поршень имеет среднюю скорость |
8,59 м/с |
3 |
Величина среднего давления механических потерь |
0,0795 МПа |
Выполнен расчет показателей для двигателя с наддувом и без: механического и эффективного КПД, удельного расхода топлива, эффективной мощности и крутящего момента.
Произведена конструкторская разработка проекта.
Выполнено проектирование впускной системы автомобильного ДВС с впрыском лёгкого топлива, в ходе которого проведен обзор существующих способов наддува и конструкций. Определено, что максимальный эффект улучшения наполнения цилиндров ДВС с электронным управлением системы питания зажигания и распределённым впрыском топлива, достигается при использовании настроенных систем газообмена. Работа системы основана на уменьшении длины впускного канала при одновременном увеличении количества оборотов коленвала, за счет чего уменьшается аэродинамическое сопротивление смеси и увеличивается наполнение цилиндров. В результате происходит увеличение мощности двигателя. Подбор длины впускной системы выполняется экспериментально. Предлагается отказаться от штатной впускной системы, выполнив установку принципиально новой, сделанной из пластмассы, включающей общий ресивер и индивидуальные для каждого цилиндра патрубки.
Описано устройство и принцип работы настроенной впускной системы с бесступенчатой регулировкой длины впускных каналов.
Конструкция устройства включает нижнюю часть корпуса и верхнюю часть корпуса, имеющую изогнутые патрубки, четыре подвижных заслонки, изменяющие длины каналов, электродвигатель малой мощности и датчик положения заслонок.
Автоматическое регулирование длины каналов выполняется посредством электроуправляемых заслонок, управление которых осуществляется от ЭБУ. Задание алгоритма автоматического управления заслонками осуществляется методом сравнения показателей датчиков: положения коленвала, заслонок и дроссельной заслонки, с эталонными показателями, что осуществляется в цифровом блоке электронного управления (ЭБУ). Посредством устройства выполняется регулирование в пределах от 440 до 1166 мм, проводимого на разных режимах работы двигателя, обеспечивается оптимальное воздухоснабжение, и повышаются динамические и экономические показатели работы агрегата. Установка пусковой электромагнитной форсунки выполнена прямо в ресивер.
Работа впускной системы заключается в следующем. Каждым поршнем в начале процесса впуска создается импульс волны разряжения, распространяющейся во впускной системе. Он попадает в ресивер, в котором происходит его отражение от стенок волной давления. Подбор размеров ресивера выполнен таким образом, при котором происходит совпадение частоты распространения волн давления воздуха с собственной частотой системы впуска. В результате создаются резонансные явления, придающие дополнительный импульс волнам давления. Подход волны к впускным органам происходит во второй половине процесса впуска. За счет этих динамических явлений во впускной системе происходит увеличение количества воздуха, который поступает в цилиндр, вследствие чего получается динамический наддув.
Усовершенствованная впускная система обеспечивает стабильный резонансный наддув, который находится в пределах от 1500 до 3500 мин-1 коленвала двигателя.
Приведен расчет впускной системы с вычислением параметров:
№ |
Наименование |
Значение |
1 |
Выпускного трубопровода имеет длину при низких/высоких оборотах |
1,125 м / 0,602 м |
2 |
Величина цикловой подачи воздуха |
5,76×10-5 кг |
3 |
Показатель массового заряда воздуха |
0,000862 кг |
Расчёт впускного трубопровода подтвердил, что за счет проектируемого приспособления улучшается наполнение камеры сгорания ДВС на низких оборотах работы.
Определены значения редуктора червячного типа поворота заслонок, где рассчитаны параметры червяка и червячного колеса:
№ |
Наименование |
Значение |
Червяк |
||
1 |
Тип |
Архимедов |
2 |
Количество заходов |
1 |
3 |
Делительный диаметр |
16 мм |
4 |
Модуль |
2 мм |
5 |
Шаг витков |
2 мм |
6 |
Длина нарезанной части |
30 мм |
Колесо |
||
7 |
Диаметр |
56 мм |
8 |
Ширина |
15 мм |
9 |
Межосевое расстояние |
34 мм |
Разработан раздел по технике безопасности и экологичности работы.
Проведена техническая и экономическая оценка проекта, где рассчитана себестоимость, которая составляет 1770,45 руб, годовой эффект 9138,64 руб и срок окупаемости капиталовложений 0,19 года.
В программе: Компас 3Dv