Перечень чертежей:
Габаритные размеры, мм:
База, мм. 6125
Колея передних и задних колес, мм. 2000
Эксплуатационная масса 157
Колесная схема 1х2х3
Двигатель:
Рабочее оборудование:
Дополнительное сменное оборудование:
Угол складывания основной рамы в плане, град. 30
Радиус поворота (min.) по следу внешнего переднего колеса:
Смещение колес переднего моста относительно
ведущего в положении "Краб", мм. 2000
А1 Механизм рулевой,
А2 Гидроусилитель сцепления
А3 Гидроусилитель тормозов
Б Гидробак
М Гидромотор шестеренный ГШМН 25
НШ Насос шестеренный НШ-32У-3
Выставлены размеры для справок.
Швы 1-10 по ГОСТ 14771-76, 11-по ГОСТ 5264-80.
Покрытие желтого цвета по инстр. ДЗИ-1.
Поверхность Ж и резьбовые отверстия от покрытия предохранять.
Дополнительные материалы: прилагаются на 53 страницах
В данном проекте произведён расчёт и анализ автогрейдера тяжелого типа.
Автогрейдер тяжелого типа предназначен для ведения планировочных работ и профилировочных работ большого объема.
Автогрейдер выполнен со всеми ведущими колесами. Колёсная схема, характеризующая конструктивную компоновку машины, обозначается буквами АxБxВ, где А — число осей с управляемыми колесами; Б — число ведущих колесных осей; В — общее число осей автогрейдера.
В пояснительной записке проведен расчет основных параметров автогрейдера следующим образом: одни параметры заданы, а другие определяются расчетом.
Заданные параметры:
тип грейдера - тяжелый
колесная схема -1х2х3;
ширина отвала, м: -4;
Поскольку базовая модель машины не указана, то для расчета задаем параметры по аналогии с тяжелым автогрейдером отечественного производства ГС-18.05 с техническими характеристиками:
№ |
Наименование |
Значение |
1 |
Класс |
180 |
2 |
Двигатель |
ЯМЗ-236Д4 |
3 |
Мощность двигателя |
130 (175) кВт |
4 |
Трансмиссия |
механическая |
5 |
Колесная формула |
1x2x3 |
6 |
Скорость движения |
3,2 - 38 км/ч |
7 |
Число передач вперед |
12 |
8 |
Число передач назад |
4 |
9 |
Длина |
9600 мм |
10 |
Масса |
15 700 кг |
11 |
Ширина |
2550 мм |
12 |
Высота (без маяка) |
3475 мм |
Данные для расчета:
- длина по боковым ножам -4 м;
- высота по хорде -0,62 м;
Определение общей силы тяжести
Исходя из условий эксплуатации автогрейдера, самой трудоемкой является вырезание кювета, поэтому расчет произведен с учетом ширины земляного полотна 8,5 -10 м.
Результаты расчетов и табличные коэффициенты приведены в таблице:
№ |
Наименование |
Значение |
Табличные значения |
||
1 |
Коэффициента, учитывающего неравномерность сечения стружки при последовательных проходах |
1,25-1,35 |
2 |
Расчетный коэффициент сопротивления грунта копанию |
200-240 кН/м2 |
3 |
Коэффициент при колесной формуле |
|
4 |
Коэффициент сцепления пневматических шин колесного двигателя |
0,34-0,85 |
5 |
Количество циклов |
4-5 |
6 |
Принятая общая (средняя) сила тяжести автогрейдера (исходя из технических характеристик ГС-18.05) |
157 кН |
Расчетные значения |
||
1 |
Минимальная сила тяжести автогрейдера |
44,1 кН |
2 |
Максимальная сила тяжести автогрейдера |
275,67 кН |
3 |
Сила тяги |
133,45 кН |
4 |
Сила тяжести автогрейдера, приходящаяся на его задний мост |
109 кН |
5 |
Сила тяжести автогрейдера, приходящаяся на его передний мост |
48 кН |
Определение мощности двигателя.
Расчет мощности произведен для тягового и транспортного режимов, двигатель выбирается по наибольшей величине.
По результатам расчетов подтверждается возможность установки двигателя ЯМЗ-236Д4 (из состава ГС-18.05).
Результаты расчета занесены в таблицу:
№ |
Наименование |
Значение |
1 |
Минимальная мощность, развивающая на ведущих колесах |
30,13 кВт |
2 |
Максимальная мощность, развивающая на ведущих колесах |
84,16 кВт |
3 |
Минимальная полезная мощность |
21,34 кВт |
4 |
Максимальная полезная мощность |
57,17 кВт |
5 |
Минимальная мощность на передвижение |
3,59 кВт |
6 |
Максимальная мощность на передвижение |
8,97 кВт |
7 |
Максимальная мощность на буксование |
18,02 кВт |
8 |
Минимальная мощность на буксование |
5,02 кВт |
9 |
Минимальная необходимая мощность двигателя |
41,58 кВт |
10 |
Максимальная необходимая мощность двигателя |
116,9 кВт |
11 |
Проверка мощности двигателя по транспортному режиму |
98,14 кВт |
Определение производительности
Для расчета технической производительности при профилировании необходимы:
В результате расчета получена производительность -174,13 пог. м/ч
Тяговый расчет
Определение основных параметров
База автогрейдера выбрана из условия возможности разворота отвала
При очерченном по дуге окружности профиле отвала стружка вырезаемого грунта, перемещаясь по отвалу вверх, поворачивается на нём в направлении его движения и, дойдя до верхней кромки отвала, рассыпается или опрокидывается перед ним, образуя призму грунта. Угол опрокидывания принимают равным 65…70° для исключения пересыпания грунта за отвал. При установке углов должно быть обеспечено равенство.
Для расчета базы трехосного автогрейдера необходимы следующие значения:
№ |
Наименование |
Значение |
1 |
База двухосного автогрейдера |
5,35 м |
2 |
Длина отвала |
4 м |
3 |
Колея автогрейдера |
2 м |
4 |
Минимальный зазор между отвалом и колесом |
0,055 м |
5 |
Внешний диаметр шины |
1,2 м |
6 |
Минимальный зазор между задними колесами |
0,6 м |
Рассчитан радиус кривой отвала 0,58 м.
Колея автогрейдера и длина отвала, и связанный с ними радиус поворота автогрейдера выбраны так, чтобы машина имела наименьшие размеры. Однако наличие наименьших величин обуславливается устойчивостью движения при вырезании стружки с наибольшей шириной захвата, что обеспечивается, когда колёса автогрейдера идут по краям забоя.
В процессе работы автогрейдера возникают различного характера и разной величины силы сопротивления его движению.
Тяговый расчёт автогрейдера позволяет оценить возможности тягача при транспортировании грунта с подрезанием стружки.
Для расчета номинальной силы тяги, предельного значения тягового усилия и суммарного сопротивления копанию автогрейдером необходимы следующие данные:
№ |
Наименование |
Значение |
1 |
КПД трансмиссии |
0,76 |
2 |
Скорость движения |
1,1 м/с |
3 |
Сцепной вес |
117 кН |
4 |
Коэффициент сцепления колёс с грунтом |
0,6 |
5 |
Сопротивление грунта резанию |
9 кН |
6 |
Площадь поперечного сечения вырезаемой стружки грунта при резании полной длиной отвала |
0,64 м² |
7 |
Сопротивление перемещению призмы грунта |
4,3 кН |
8 |
Коэффициент внутреннего трения грунта |
0,5 |
9 |
Объём призмы перед отвалом с учётом, что длины ножа погружены в грунт для резания |
0,62 м³ |
10 |
Коэффициент разрыхления грунта |
1,2 |
11 |
Толщина стружки |
0,6 м |
12 |
Угол естественного откоса грунта |
40° |
13 |
Сопротивление перемещению стружки грунта вверх по отвалу |
3,7 кН |
14 |
Коэффициент трения грунта по отвалу |
0,9 |
15 |
Угол резания ножа |
50° |
16 |
Сопротивление перемещению стружки грунта вдоль по отвалу |
2 кН |
17 |
Сопротивление перекатыванию колёс |
27,6 кН |
18 |
Сопротивление от преодоления подъёма |
0 |
Результаты расчетов занесены в таблицу:
№ |
Наименование |
Значение |
1 |
Номинальная сила тяги |
80,8 кН |
2 |
Предельное значение тягового усилия |
70,6 кН |
3 |
Суммарное сопротивление |
46,6 кН |
Расчёт на прочность оборудования автогрейдера
Расчет рамы проведен в двух расчетных положениях.
В первом расчётном положении, соответствующим нагрузкам, возникающим в процессе нормальной эксплуатации автогрейдера и во втором положении, когда на автогрейдер действуют случайные нагрузки, возникающие при встрече его с непреодолимым препятствием.
Первое расчетное положение
Проведен расчет:
По результатам расчетов выбран нестандартный профиль бруса с размерами поперечного сечения 160мм х 210мм (размеры отверстия), 200мм х 250мм. Выбран материал сталь 40Х (предел прочности 650 МПа).
Данные занесены в таблицу:
№ |
Наименование |
Значение |
1 |
Координата центра тяжести |
1,06 м |
2 |
Координата центра тяжести |
1,86 м |
3 |
Равнодействующая инерционных сил |
3,13 кН |
4 |
Сила тяги правого колеса |
18,9 кН |
5 |
Сила тяги левого колеса |
29,9 кН |
Второе расчетное положение
Профиль бруса выбран в соответствии с первым расчётным положением.
Рассчитана дополнительная динамическая нагрузка – 34 кН, которая возникает при внезапной встрече конца отвала с жестким препятствием.
Расчёт автогрейдера на устойчивость
Так как в процессе работы потеря устойчивости и опрокидывание автогрейдера могут произойти при его движении по наклонной поверхности и при повороте проведен расчет продольной и поперечной устойчивости.
Расчетные данные занесены в таблицу:
№ |
Наименование |
Значение |
Продольная устойчивость |
||
1 |
Предельный угол подъёма, преодолеваемый автогрейдером по условию сцепления движителя с дорогой |
28,8° |
2 |
Наибольший угол подъёма, по условию сцепления тормозящих колёс с дорогой |
34° |
3 |
Предельный уклон |
18,3° |
Поперечная устойчивость |
||
1 |
Допускаемый угол поперечного уклона по условию опрокидывания |
38,3° |
2 |
Максимальная скорость движения на поворотах по условию опрокидывания |
8,8 м/с |
3 |
Максимальная скорость движения на поворотах по условию сцепления движителя с дорогой |
6,3 м/с |
Расчёт механизмов управления рабочим оборудованием автогрейдера
Наиболее нагруженным механизмом управления автогрейдера является механизм подъёма и опускания отвала, поэтому передаваемая системой управления мощность определяется в основном параметрами операции отвала.
Механизм подъёма отвала
Механизм подъёма отвала рассчитывают, исходя из следующих предпосылок:
Для определения величины подъёмного усилия приняты следующие расчётные положения:
При расчёте подъёмного механизма не учитывают инерционные силы, так как скорость подъёма отвала принимают равной 15м/с.
Механизм поворота отвала
Мощность привода механизма поворота вследствие её небольшой величины определена, когда поворот отвала производится от индивидуальных гидромоторов.
Механизм изменения угла резания отвала
Механизм изменения угла резания отвала рассчитан по усилию, равному силе тяжести отвала.
Механизм выдвижения отвала
Как и механизм изменения угла резания, так и механизм выдвижения отвала рассчитан по усилию, равному силе тяжести отвала.
Механизм выноса тяговой рамы в сторону
Механизм выноса тяговой рамы в сторону рассчитан при выглубленном отвале.
Табличные значения и результаты расчетов механизмов приведены в таблице:
№ |
Наименование |
Значение |
Механизм подъёма отвала |
||
1 |
Подъёмное усилие без учёта инерционных сил |
57,3 кН |
2 |
Максимальное усилие, приходящееся на каждый гидроцилиндр |
28 кН |
3 |
Внутренний диаметр гидроцилиндра |
60 мм |
4 |
Диаметр штока |
20,6 мм |
5 |
Мощность механизма подъёма отвала |
4,2 кВт |
Механизм поворота отвала |
||
1 |
Максимально возможная сила, приложенная к концу отвала |
9 кН |
2 |
Удельное сопротивление грунта резанию |
15 кПа |
3 |
Площадь поперечного сечения вырезаемой стружки |
0,6 м² |
4 |
Момент на поворотном круге |
21,6 кНм |
5 |
Мощность привода механизма поворота отвала |
0,77 кВт |
Механизм изменения угла резания отвала |
||
1 |
Внутренний диаметр гидроцилиндра |
35 мм |
2 |
Сила тяжести, создаваемая отвалом |
8 кН |
3 |
Диаметр штока |
18 мм |
4 |
Мощность механизма изменения угла резания отвала |
0,21 кВт |
5 |
Скорость изменения угла резания отвала |
0,02 м/с |
Механизм выдвижения отвала |
||
1 |
Скорость выдвижения отвала для гидравлического привода |
0,1 м/с |
2 |
Мощность механизма выдвижения отвала |
1,1 кВт |
3 |
Внутренний диаметр гидроцилиндра |
35 мм |
4 |
Диаметр штока |
18 мм |
Механизм выноса тяговой рамы в сторону |
||
1 |
Сила выноса тяговой рамы в сторону |
17 кН |
2 |
Мощность механизма выноса тяговой рамы |
1,8 кВт |
3 |
Скорость выноса тяговой рамы |
0,08 м/с |
4 |
Внутренний диаметр гидроцилиндра |
50 мм |
5 |
Диаметр штока |
25 мм |
В ходе проведения расчетов выбран насос НШ-32У-3 и распределитель Р20.
Результаты расчетов занесены в таблицу:
№ |
Наименование |
Значение |
1 |
Мощность насоса |
6 кВт |
2 |
Коэффициент запаса по скорости |
1,1 |
3 |
Коэффициент запаса по усилию |
1,1 |
4 |
Наибольшая суммарная мощность гидродвигателей, работающих в одном рабочем цикле |
4,91 кВт |
5 |
Подача насоса |
0,57 дм³/с |
6 |
Номинальное давление насоса |
10,5 МПа |
7 |
Объём бака |
35 л |
В данном проекте был произведён расчёт и анализ автогрейдера тяжелого типа, предназначенный для ведения планировочных профилировочных и профилировочных работ большого объема. В качестве базового был взят тяжелый автогрейдер отечественного производства ГС-18.05.
По результатам общетехнического подробного расчета подтверждена правильность выбора базового автогрейдера для заданных параметров выполняемых работ.
Спецификация – 2 листа
В программе: Компас 3D v и AvtoCAD