Дополнительные материалы: расчётно-пояснительная записка прилагается на 38 страницах. В пояснительной записке рассмотрен анализ современного кузовного оборудования для ремонта грузовых автомобилей:
Представлена разработка стенда для контроля геометрии кузовов грузовых автомобилей:
Выполнено обоснование конструкторской разработки - качественный ремонт кузова, поврежденного в аварии и восстановления нормального расположения основных агрегатов и узлов автомобиля.
Рассмотрен анализ существующих конструкций стендов по восстановлению геометрии кузова грузового автомобиля, таких как:
Представлено назначение и устройство разрабатываемого стенда:
Цель – облегчить саму конструкцию, производить ремонт без дополнительного оборудования для установки автомобиля на стенде в рабочем положении. Она достигается тем, что в стенде, каждая стойка установлена на отдельном валу, а подъем автомобиля осуществлен силовым устройством стенда посредством прикладывания усилия к кузову автомобиля.
Рассмотрен принцип работы стенда: вдоль рамы установлены съёмные трапы, валы стоек - в отверстия рамы. Захваты жестко закреплены к технологическим местам автомобиля.
Работая гидроцилиндром, осуществлено перемещение кузова автомобиля относительно рамы стенда. Для фиксации стоек в рабочем положении деталь расположена перпендикулярно стойке, на конце которой шарнирно установлен двуплечий рычаг. Действуя тандером, двуплечий рычаг перемещен до соприкосновения его свободного конца с внутренней вертикальной поверхностью рамы. После этого освобождается тяга.
Для определения координат точки кузова автомобиля выбраны три точки для установки на них измерительных скоб. На щупах установлены нужные крепления, на скобах - требуемые расстояния от выбранных точек до искомой.
Произведён расчет основных элементов конструкции:
Выполнен расчет оси на изгиб: на каждую ось действует равномерно распределенная нагрузка 5000 Н, поэтому рассчитан диаметр оси – 35 мм. Изображена схема нагружения вала, где показаны силы, действующие на ось и реакции опор - 1000 Н. Распределенная нагрузка заменена сосредоточенной.
Рассмотрен расчет оси установки на срез: изображена расчетная схема нагружения колеса. По сечению I - I может произойти срез, условие прочности при котором выполнено, следовательно, размеры - прежние.
Произведён расчет цапфы на отрыв, где цапфа предназначена для крепления гидроцилиндра к раме установки, которая приварена к раме по всей окружности. Усилие гидроцилиндра равно 4000 Н. Стыковой шов при действии изгибающего момента – 10,8 мПа. Условие прочности выполнено.
Рассмотрен расчет каната на прочность:
Выполнен расчет толщины стенок трубок - не менее 0,115мм, что удовлетворяет условию.
Расчет на прочность болтового соединения сведен в таблице, из которого следует, что болтовое соединение выдерживает данную нагрузку:
№ |
Наименование |
Значение |
1 |
Напряжение начальной затяжки болта, кН/см2 |
12 |
2 |
Площадь поперечного сечения болта, мм2 |
8,5 |
3 |
Амплитуда напряжения цикла, мПа |
2,3 |
4 |
Максимальное напряжение цикла, мПа |
14,3 |
5 |
Предел текучести материала болта |
240 |
Рассмотрен расчёт на прочность сварного соединения, из которого видно, что условие прочности выполнено и, следовательно, сварное соединение выдерживает допускаемое напряжение.
Представлена безопасность работы стенда восстановления геометрии и устранения недостатков кузовов грузовых автомобилей:
Рассмотрена функциональность работы стенда и его элементов – точное восстановление правильных форм кузова, при этом органы управления вынесены и смонтированы на отдельном пульте, соединённым с силовой башней проводом.
Выполнена структурно-конструкторская безопасность, где каждая стойка установлена на отдельном валу, а подъем автомобиля осуществлен силовым устройством стенда.
Представлено конструктивное оформление - силовое устройство, состоящее из балки, рычага, гидроцилиндра, гибкой тяги, установлено на раме с возможностью поворота вокруг вертикальной оси и фиксации в заданном положении.
Рассмотрена потоковая функция, при которой автомобиль накатан на трапы так, чтобы продольная ось автомобиля совпала с продольной осью стенда.
Представлена пожаробезопасность:
Рассмотрена электробезопасность:
Выполнена экологическая экспертиза внедряемой разработки:
Экономическая эффективность работы представлена в таблице:
№ |
Наименование |
Значение |
1 |
Стоимость покупных изделий, руб |
42003,69 |
2 |
Затраты на материалы, руб |
20987,56 |
3 |
Заработная плата рабочих, руб |
40796,1 |
4 |
Всего: |
103787,35 |
Составлены таблицы: стоимость покупных деталей, узлов, материалов, расчет тарифной заработной платы рабочих, сравнительный анализ вариантов.
В заключении сделаны выводы:
Спецификация – 10 листов
Программа: Компас 3D v