Перечень чертежей:
Маршрут ремонта:
Указаны нормы расхода для расходных материалов и приспособлений:
Дополнительные материалы: прилагается расчетная записка на 27 листах с обоснованием ремонтопригодности балки передней оси автомобиля ЗИЛ-130 (материал: сталь 45) и расчетом режимов восстановления детали и определение экономической целесообразности и эффективности восстановления. Износу подвержены следующие поверхности детали:
Поверхность детали закалена до твёрдости НВ 241…285. Износы наиболее распространены, поэтому для восстановления выбраны эти поверхности. При определении дефектов деталей и коэффициентов их повторяемости получили:
№ |
Наименование |
Значение |
1 |
Коэффициент повторяемости трещины |
0,1 |
2 |
Коэффициент повторяемости износа втулки |
0,4 |
3 |
Коэффициент повторяемости скола |
0,2 |
При определении коэффициентов повторяемости сочетаний дефектов изношенных деталей получили:
№ |
Наименование |
Значение |
1 |
Вероятность появления трех дефектов |
0,008 |
2 |
Вероятность появления первого и второго дефекта |
0,032 |
3 |
Вероятность появления первого и третьего дефекта |
0,012 |
4 |
Вероятность появления второго и третьего дефекта |
0,072 |
5 |
Вероятность появления первого дефекта |
0,048 |
6 |
Вероятность появления второго дефекта |
0,288 |
7 |
Вероятность появления третьего дефекта |
0,108 |
8 |
Вероятность отсутствия дефектов |
0,432 |
Выбор рационального способа восстановления изношенных поверхностей детали состоит из:
Для балки предварительно устанавливают следующие способы восстановления:
Определение коэффициентов долговечности дало:
№ |
Наименование |
Значение |
1 |
Постановка дополнительной ремонтной детали |
0,81 |
2 |
Наплавка под слоем флюса |
0,79 |
3 |
Наплавка в среде углекислого газа |
0,77 |
4 |
Ручная наплавка |
0,72 |
Определение площадей восстановляемых поверхностей:
Ккоэффициент технико-экономической эффективности будет:
Дефект |
Наименование дефекта |
Коэффициент повторяемости дефекта Кi |
Характеристика способов восстановления |
Шифр способа |
Коэффициент долговечности Кд |
Удельная себестоимость восстановления Су, руб./дм ² |
Площадь восстанавливаемой поверхности S, дм² |
Технико-экономический показатель Ктэ |
1. |
Трещина |
0,10 |
Ручная наплавка |
1А |
0,72 |
6,0 |
0,03 |
0,25 |
Наплавка в среде СО2 |
2А |
0,77 |
9,0 |
0,35 |
||||
Наплавка под слоем флюса |
4А |
0,79 |
15,0 |
0,57 |
||||
2. |
Износ втулки |
0,40 |
Постановка дополнительной ремонтной детали |
1Б |
0,81 |
9,0 |
1,23 |
13,67 |
3. |
Скол |
0,20 |
Ручная наплавка |
1В |
0,72 |
6,0 |
0,03 |
0,25 |
Наплавка в среде СО2 |
2В |
0,77 |
9,0 |
0,35 |
||||
Наплавка под слоем флюса |
4В |
0,79 |
15,0 |
0,57 |
Из таблицы видно, что оптимальными способами восстановления изнашиваемых поверхностей являются следующие:
Технико-экономические показатели восстановления изношенных поверхностей балки передней оси:
Номер варианта |
Сочетание способов восстановления |
Коэффициент долговечности Кдвj |
Себестоимость восстановления, Cвдj ,руб. |
Отношение себестоимости восстановления к коэффициенту долговечности Cвдj /Кдвj, руб. |
1 |
Поверхности А и В – наплавка вручную, поверхность Б – дополнительная ремонтная деталь |
0,77 |
14,67 |
19,05 |
2 |
Поверхности А и В – наплавка в среде СО2, поверхность Б – дополнительная ремонтная деталь |
0,79 |
20,85 |
20,85 |
3 |
Поверхности А и В – наплавка под слоем флюса, поверхность Б – дополнительная ремонтная деталь |
0,80 |
22,09 |
22,09 |
Маршрутная карта восстановления балки передней оси состоит из восьми операций:
Карта дефектации совмещается с эскизом к процессу дефектации, на котором изображается деталь, на которой выделяются контролируемые поверхности линией в 2-3 раза толще основной.
Параметры дефектации сведены в таблицу ниже:
Обозначение |
Наименование дефекта |
Контролируемый параметр |
Оборудование |
|
номинальный |
предельно допустимый |
|||
04 |
Трещины |
- |
- |
Осмотр |
05 |
Износ втулки |
ø |
38,05 |
Пробка 38,05 |
06 |
Сколы |
- |
- |
Осмотр |
В операционную карту наплавки заносят материал балки (сталь 45 ГОСТ 1050-88), используемое оборудование и переходы. Операция состоит из двух переходов:
На эскизе к карте наплавки выделена восстанавливаемая поверхность, стоит размер, до которого проводят восстановление.
На операционной карте сверления указан материал (сталь 45 ГОСТ 1050-88), оборудование (станок вертикально-сверлильный), указаны режимы сверления, переходы:
На эскизе выделяют обрабатываемую поверхность, наносят размер до которого производится сверление.
На операционной карте слесарной обработки указывается материал, из которого выполнена обрабатываемая поверхность (сталь 45 ГОСТ 1050-88), оборудование (тиски слесарные, приспособление), переходы:
На эскизе выделена обрабатываемая поверхность.
Выбор оборудования, режущего и измерительного инструментов:
При ручной наплавке и сверлении деталь закрепляется в тиски слесарные обрабатываемой поверхностью вверх.
Итоги расчета режимов восстановления детали:
№ |
Наименование |
Значение |
1 |
Диаметр электрода |
3 мм |
2 |
Величина тока |
114 А |
3 |
Количество металла, наплавляемого при непрерывном проведении сварки |
957,6 г/ч |
4 |
Основное время |
0,85 мин |
5 |
Вспомогательное время на смену электрода |
0,09 мин |
6 |
Дополнительное время |
20 мин |
7 |
Штучно-калькуляционное время |
0,96 мин |
8 |
Максимально допустимая подача при сверлении |
0,94 мм 0,89 мм |
9 |
Скорость резания при сверлении |
15,47 18,75 |
10 |
Основное время |
0,53 мин 0,56 мин |
11 |
Вспомогательное время |
1 мин |
12 |
Дополнительное время |
0,3 мин |
13 |
Подготовительно-заключительное время |
5 мин |
14 |
Штучное время |
1,83 мин 1,86 мин |
Определение экономической целесообразности и эффективности восстановления детали с учетом цены новой балки на рынке 5000 руб.:
№ |
Наименование |
Значение |
1 |
Себестоимости восстановления отдельных поверхностей балки - поверхность А (ручная наплавка) - поверхность Б (дополнительная ремонтная деталь - поверхность В (ручная наплавка) |
0,18 руб. |
2 |
Стоимость дополнительных работ |
1,14 |
3 |
Стоимость изношенной детали |
500 |
4 |
Норма прибыли |
20 % |
Из таблицы ниже видно, что экономически целесообразно восстанавливать детали, имеющие все сочетания изнашиваемых поверхностей, так как расчётные цены восстановления детали ниже максимально возможной для потребителя:
Номер сочетаний дефектов |
Сочетания дефектов (изложенных поверхностей) |
Коэффициент повторяемости сочетания дефектов |
Средняя себестоимость восстановления сочетаний дефектов Свср,руб |
Заводская себестоимость восстановления СЗ, руб |
Планируемая балансовая прибыль П.руб |
Расчетная цена восстановления детали ЦВ ,руб |
1 |
Только поверхность А |
0,048 |
0,18 |
501,32 |
100,26 |
601,58 |
2 |
Только поверхность Б |
0,288 |
11,07 |
512,21 |
102,44 |
614,65 |
3 |
Только поверхность В |
0,108 |
0,18 |
501,32 |
100,26 |
601,58 |
4 |
Сочетания поверхностей А и Б |
0,032 |
11,25 |
512,39 |
102,48 |
614,87 |
5 |
Сочетания поверхностей А и В |
0,012 |
0,36 |
501,5 |
100,3 |
601,8 |
6 |
Сочетания поверхностей Б и В |
0,072 |
11,25 |
512,39 |
102,48 |
614,87 |
7 |
Сочетания поверхностей А, Б и В |
0,008 |
11,43 |
512,57 |
102,51 |
615,08 |
Максимальная цена восстановления не должна превышать 3850 руб.
В программе: Компас 3D v
Расчетно-пояснительная записка Word: 27 листов
Количество чертежей: 6 штук