Перечень чертежей:
Дополнительные материалы: прилагается расчетно-пояснительная записка на 68 листах, где выполнена разработка двухпутного двухскатного железнодорожного тоннеля 1 категории, сооружаемого горным способом.
Выполнен анализ исходных данных. Рассмотрены инженерно-геологические условия. Приведено объемно-планировочное решение. Тоннель выполнен с небольшим уклоном, прямым или с кривыми большого радиуса. В следствие увеличены траты на строительство тоннельного перехода, и уменьшена стоимость его эксплуатации.
Выполнено вариантное проектирование трасс тоннельного перехода. Рассмотрено трассирование железнодорожной линии.
Конкурирующие варианты тоннеля: базисный, мысовой и перевальный. Трасса на плане местности прокладывается напряженным циркульным ходом, с определением шага трассирования.
Произведено технико-экономическое сравнение вариантов трасс. По результатам сравнения выбор сделан в пользу первого варианта тоннеля.
Выполнено определение целесообразности строительства одного двухпутного и двух однопутных железнодорожных тоннелей.
В данном проекте принят один двухпутный железнодорожный тоннель.
Сделано описание продольного профиля тоннельного пересечения на транспортных магистралях. Так как длина тоннеля больше 400 м, то он спроектирован двухскатным. В таких тоннелях возможна организация проходки с двух сторон без устройства искусственного водоотлива. Определен минимальный уклон 3 ‰ и максимальный 14,4 ‰.
Произведено вариантное проектирование тоннельных конструкций сводового очертания. Обделка тоннеля - это постоянная несущая конструкция, воспринимающая внешние нагрузки, ограждающая подземную выработку и образующая внутреннюю поверхность подземного сооружения.
В проекте разработаны несколько вариантов обделки тоннеля. Выбор наиболее рациональной конструкции обделки тоннеля произведен на основе сравнения технико-экономических показателей различных вариантов строительства тоннеля.
Приведен габарит приближения строений. Все транспортные сооружения спроектированы исходя из габаритов приближения строений. Габарит приближения строений – это контур, внутрь которого не должны попадать никакие части сооружения.
Произведен выбор материалов тоннельных конструкций. Для бетонных и железобетонных обделок принят бетон класса В25, марка по морозостойкости – F150, по водонепроницаемости: W8. Принята слабоагрессивная среда в зоне обводнения без гидроизоляции.
Рассмотрены инновационные материалы и конструкции. Выполнено проектирование монолитной обделки сводового очертания.
Сделано проектирование внутреннего и внешнего очертания Определена толщина обделок в характерных сечениях.
Приведено вариантное проектирование обделки (временной крепи) из набрызг – бетона.
Для тоннельной обделки 1 типа выбран набрызг – бетон в сочетании с арками с ориентировочной толщиной покрытия 20 см.
Выполнено технико-эконмическое сравнение тоннельных обделок. Произведен статистический расчет тоннельной обделки типа 1 на ЭВМ в программе TUN2.
Сделан расчет нагрузки и их сочетания. Рассчитаны значения:
№ |
Наименование |
Значение |
1 |
Пролёт свода обрушения |
15,634 м |
2 |
Высота свода обрушения |
2,859 м |
3 |
Расчетная нагрузка от горного давления: |
|
- Вертикальная |
125,65 кН/м3 |
|
- Горизонтальная |
5,38 кН/м2 |
Выполнена проверка прочности обделки. В результате проверки прочности сечений обделки было выявлено, что применение бетонной монолитной конструкции обделки допустимо в условной пяте, стене, обрезе и в обратном своде. В замковом сечении требуется армирование.
Выполнено армирование сечения. Определена площадь сечения тоннельной обделки 0,01125 м2, диаметр арматуры 0,037 м. Принята бетонная обделка с армированием в замке из 10 стержней диаметром 40 мм класса А 400.
Сделан расчет временной крепи с вычислением толщины покрытия из набрызг-бетона, равной 0,39 м. По расчету установлено, что толщину набрызг-бетона во временной крепи для обделки сводового очертания типа 1 в сиенитах 3,5 необходимо увеличить с ориентировочной 20 см до расчетной 40 см.
Приведено проектирование обделок кругового очертания с расчетом основных значений.
Рассмотрены устройства, обеспечивающие бесперебойные и безопасные условия эксплуатации тоннелей.
Описано верхнее строение пути. Железнодорожный путь в тоннеле устроен на щебёночном балласте с железобетонными шпалами, согласно требованиям, предъявленным к пути I категории. Так как длина тоннеля более 300 м, то бесстыковой рельсовый путь уложен плетями длиной до 800 м. Принят рельс марки Р65.
Выполнено описание водоотводных и дренажных устройств. В тоннелях отвод воды от промывки тоннелей и пожаротушения, случайных протечек через обделку осуществлен по закрытым лоткам или коллекторам дренажных устройств. Для очистки лотков по оси тоннеля через 20 - 30 м устроены смотровые колодцы. Через 10 - 20 м водоприемные колодцы, из которых по поперечным чугунным трубкам вода поступает в коллектор.
Описано устройство вентиляции в тоннеле. Так как тоннель железнодорожный и его длинна больше 2 км, в проекте применена комбинированная система вентиляции: продольно-поперечная вентиляция с дополнительной эвакуационно-вентиляционной штольней.
Рассмотрено электроснабжение, электрооборудование, автоматика, сигнализация и связь. Приведена противопожарная защита и гидроизоляция. Приведено описание конструкций камер и ниш.
Портал сооружен для сопряжения конструкции тоннеля с подходной выемкой. Обеспечивает устойчивость боковых откосов, а также отвод от тоннеля воды, стекающей с лобового откоса. Место расположения портала назначено исходя из минимальных нарушений естественного равновесия горных склонов. Для слабых грунтов глубина предпортальной выемки достигает 12-15 м, для скальных 15-20 м. Для устройства портала предусмотрена срезка и укрепление лобового откоса. Материалом для портала служит монолитный бетон, бутобетон и железобетон (класс бетона по прочности на сжатие не нижу В15).
Выполнена организация и планирование строительства тоннеля. Построен график производства работ и циклограмма на проходку однопутного тоннеля.
Рассмотрены мероприятия по охране окружающей среды, промышленной и производственной безопасности.
В программе: AutoCad