Перечень чертежей:
Дополнительные материалы: прилагается расчетно-пояснительная записка на 25 листах.
В пояснительной записке выполнен проект шестеренного насоса НРМ-2 с внутренним зацеплением для кисломолочных продуктов с ремонтом деталей насадка: шейки вала под шестерню вала, износа шпоночной канавки и отверстия под штифт крепления, используемого в молокоперерабатывающей промышленности.
Приведено назначение, устройство и описание работы насоса. У шестеренного насоса НРМ-2 с внутренним зацеплением главными рабочими органами являются зубчатый ротор и ведомая шестерня, которая расположена эксцентрично продольной оси насоса. Часть её зубьев входит в зацепление с зубьями ротора. Шестерня свободно посажена на палец, снабженный втулкой.
Корпус насоса закреплен с одной стороны - на кронштейне гайкой, с другой - закрыт крышкой, прикрепленной к корпусу четырьмя шпильками. На внутренней стороне крышки расположен серповидный выступ для исключения обратного просачивания жидкости с нагнетательной стороны на всасывающую. Выступ является замыкающей поверхностью переноса порций продукта. В крышке предусмотрены пазы, в которых установлены шпильки. Пазы дают возможность поворачивать крышку на определенный угол вокруг своей оси и, следовательно, менять положение зубьев шестерни, которые находятся в зацеплении с зубьями ротора, относительно входного отверстия. При этом изменяется подача насоса. На крышке расположены риски, соответствующие определенной часовой подаче насоса. Таким образом, поворот крышки регулирует подачу насоса в пределах 0,25...2 м3/ч. Между крышкой и корпусом расположены уплотнительные прокладки из картона толщиной 0,2 мм, при помощи которых происходит регулирование необходимого зазора между торцом ротора и крышкой.
Отверстие для ввода жидкости предусмотрено сбоку, для вывода—сверху, оба заканчиваются патрубками с муфтами для крепления молочных трубопроводов.
Длина вала электродвигателя увеличена с помощью наконечника, который через сальниковое уплотнение входит в корпус насоса. Уплотнение сальниковой набивки производится гайкой и нажимной втулкой. В качестве сальниковой набивки применяется хлопчатобумажный шпур диаметром 5 мм, пропитанный животным жиром.
Насос работает следующим образом. Перекачиваемый продукт самотёком поступает в рабочую камеру и заполняет впадины между зубьями ротора и шестерни. Вращаясь, зубья переносят перекачиваемый продукт вдоль серповидного выступа, а затем начинают входить в зацепление. При этом продукт вытесняется из впадин и поступает в нагнетательный патрубок.
Приведены пояснения к принятой схеме разборки. Для разборки насоса НРМ-2 используются инструменты: гайковерты, ключи, съемники, прессы и др.
Разборка насоса выполняется в последовательности: гайка, шайба, крышка в сборе в последовательности: шестерня, втулка, палец, крышка, после прокладка, ротор, шпонка, гайка, конус, гайка, конус, болт, затем снимается кронштейн с корпусом в сборе, в следующей последовательности: гайка, штифт, насадка, нажимная втулка, набивка сальника, гайка, корпус насоса.
Эта самая рациональная схема разборки, в которой может быть задействован всего 1 человек. Другой способ невозможен.
Выполнено описание возможных способов устранения дефектов шейки вала под шестерню.
Вал диаметром 35 мм имеет износ посадочного места под шестерню, величина износа – 0,3 мм на диаметр. Материал вала – сталь 5. Данный вал находится с насадком в неподвижном соединении.
Возможными способами восстановления износа вала, с учётом имеющихся установок на ремонтном участке, являются: электромеханическая обработка, электроимпульсное наращивание, наплавка в среде СО2.
Произведен расчет толщины слоя покрытия и припуска на обработку:
№ |
Наименование |
Значение |
|
Электроимпульсное наращивание |
Наплавка в среде защитных газов |
||
1 |
Толщина слоя, который необходимо нанести на изношенную поверхность вала |
1,246 |
1,696 |
2 |
Припуск на последующую обработку |
1,096 |
1,496 |
Выполнен выбор рациональной технологии восстановления детали.
Выбрана технология восстановления деталей способом электроконтактной приварки ленты. Приведено описание принятой технологии и ремонтный чертеж детали.
Описан износ отверстия под штифт крепления на валу электродвигателя. Возможными способами восстановления износа вала, с учётом имеющихся установок на ремонтном участке, является полная заварка места, где крепится штифт и установка его на другое место. После восстановления и обработки оно должно иметь наибольшую высоту микронеровностей 0,08 мм. Приведено описание износа шпоночной канавки по ширине. Величина износа- 0,6 мм. Возможными способами восстановления износа шпоночных пазов, с учётом имеющихся установок на ремонтном участке, являются: фрезерование шпоночного паза с другой стороны, под углом 90°. Можно заварить ручной сваркой и потом профрезеровать.
В данной работе выполнен проект шестеренного насоса НРМ-2 с внутренним зацеплением для кисломолочных продуктов с ремонтом шейки вала под шестерню вала, износа шпоночной канавки и отверстия под штифт крепления, используемого в молокоперерабатывающей промышленности.
Спецификация – 1 лист
В программе: Компас 3D v, AutoCad