Перечень чертежей:
1. Изменение параметров при пуске автотракторных двигателей А1 с обозначением минимального зазора масляного слоя у нижнего вкладыша с прокачкой и без прокачки гидроаккумулятором
2. Гидравлическая схема А1
3. Сборочный чертеж гидроаккумулятора для автотракторных двигателей для предпусковой прокачки масла.
Технические указания:
Использование предпусковой прокачки масла увеличивает ресурс подшипников коленчатого вала в 1.5 раза, так как согласно данным многих исследований ресурс работы всего двигателя лимитируется подшипниками коленчатого вала. Вследствие увеличения ресурса подшипников, долговечность двигателя также увеличивается в 1.5 раза.
4. Рабочие чертежи деталей (пружина, кронштейн, корпус, мембрана маслостойкая) с указанием материала изготовления, посдок, допусков и шероховатостей
Дополнительные материалы: Пояснительная записка на 14 стр.
В пояснительной записке была выполнена разработка проекта установки гидроаккумулятора. Описано поступление смазки к подшипникам коленчатого вала.
Для изучений условий работы подшипников в период прокрутки перед запуском двигателя исследовалось изменение давления в магистрали и изменения давления в масляном слое.
По результатам данного исследования можно сделать вывод, что давление масла в каналах уравновешивающего механизма отсутствует даже при положительной температуре +20 °С в течении 9 секунд. Давление в слое смазки в нижней части подшипника близкое к нулю, то есть создается условие для касания вала с подшипником.
Характер изменения кривых Д1 и Д2 показывает что, начальный момент прокрутки давления в нижней части подшипника больше, за счет оставшейся там смазки, а потом по мере раскрутки коленчатого вала давление в верхней части выше, так как начинает подаваться масло из магистрали сверху.
Когда давление в каналах уравновешивающего механизма поднимается до 0,15 МПа, давление в нижней части подшипника снова выше за счет большой несущей способности.
Таким образом, даже при положительной температуре в момент прокрутки перед запуском двигателя возможны нарушения гидродинамического режима трения, что приводит к повышенным износам подшипников коленчатого вала. Один пуск двигателя при масленом голодании подшипников эквивалентен по износам 5-8 часам работы двигателя под нагрузкой.
Улучшить работу подшипников в период запуска возможно предпусковой прокачкой системы смазки двигателя.
Проведен обзор существующих конструкций по предварительной прокачке масла. Были рассмотрены следующие установки:
Многочисленными исследованиями установлено, что долговечность двигателя во многом зависит от условий предварительной подготовки его к работе. Запуск отличается от установившегося режима работы двигателя большими нагрузками, действующими на кривошипно-шатунный механизм в период первых вспышек в цилиндре. Вместе с тем пуск происходит при отсутствии или в лучшем случае, при недостаточной смазке деталей двигателя, что еще более усугубляется с понижением температуры окружающего воздуха. Поэтому пусковой период двигателя сопровождается повышенными износами, а иногда и выходами из строя двигателя, по причине задиров вкладышей коренных и шатунных подшипников. Это происходит потому, что период запуска характерен незначительными минимальными зазорами порядка 2-3 мкм. Также минимальные зазоры не смогут обеспечить работу подшипников в режиме жидкостного трения, в связи с этим пусковые периоды сопровождаются частыми выходами из строя подшипников коленчатого вала, особенно при отрицательных температурах [16].
Данное обстоятельство объясняется тем, что запуск двигателя сопровождается задержкой поступления масла к трущимся поверхностям.
При остановке разогретого двигателя масло стекает в поддон, и к моменту следующего запуска, поверхности подшипников коленчатого вала и детали цилиндропоршневой труппы не имеют необходимого количества смазки.
Предпусковая прокачка масла через сопряжения позволяет снизить их износ в процессе пуска, особенно в холодное время года. Однако устройствами для предпусковой прокачки снабжена только незначительная часть автотракторных двигателей. Включение гидроаккумулятора в систему помогает решить эту проблему. В процессе экспериментов гидроаккумулятор со специально подобранной пружиной встраивался в схему смазочной системы и включался при пуске двигателя.
Запуски двигателя производились в сопоставимых условиях после того, как двигатель находился в неработающем состоянии в течение суток. Зарядка гидроаккумулятора происходила при работающем двигателе и открытом кране гидроаккумулятора. Длительность зарядки - несколько секунд. После закрытия крана гидроаккумулятор остается заряженным достаточно длительное время без заметных утечек.
При пуске двигателя с гидроаккумулятором открытие крана производилось перед включением муфты пускового редуктора, после чего гидроаккумулятор разряжался, подавая масло к подшипникам. Разрядка при нормальных зазорах пар трения длится до 60 секунд.
На рисунке показано изменение параметров режима при пуске двигателя без предварительной прокачки и с прокачкой гидроаккумулятора. Запуски осуществлялись при температуре окружающего воздуха 20°С.
На основании исследований, проведенных при пусках двигателя, были сделаны следующие выводы:
1. Пуск двигателя без предварительной прокачки даже при температурах окружающей среды не ниже 20 °С проходит при наличии периодов полного отсутствия смазки в подшипниках, когда остатки масла от предыдущей работы уже вытеснены, а от насоса масло еще не поступило.
2. В указанный период происходит работа подшипников в условиях сухого трения, что подтверждается отсутствием давления масла в слое и нахождением поверхности шейки значительную долю времени цикла в критической зоне.
3. В период пуска нагрузки на подшипники превышают нагрузки чему являются более высокие значения максимального гидродинамического давления PГДmax.
4. При снижении температуры окружающей среды с 20 до 5 °С параметры пуска двигателя без предпусковой прокачки ухудшаются. Так, длительность сближения поверхностей шейки и нижнего вкладыша при отсутствии смазки в слое, увеличились с 11 до 34 оборотов коленчатого вала.
5. Использование гидроаккумулятора для предпусковой прокачки показало, что в этом случае запуск проходит при отсутствии сухого трения. В зазоре подшипника постоянно фиксируется давление, значение зазора hmin всегда выше критического.
6. При прокачке гидроаккумулятора снижение температуры окружающей среды с 20 до 5 °С не вызвало ухудшения параметров пуска двигателя - и задержка в подаче масла и значение зазора hmin остаются примерно на том же уровне, что и при 20 °С.
7. С целью уменьшения пусковых износов необходима предпусковая прокачка масла.
Произведен расчет основных деталей гидроаккумулятора. Полученные значения приведены ниже.
№ |
Наименование |
Показатель |
1 |
Объём гидроаккумулятора для предпусковой прокачки масла: - объем тормозной камеры - объем нижней половины - объем верхней половины |
1,2 дм3 0,5 дм3 0,7 дм3 |
2 |
Неучтенные объемы надкамерного пространства до обратного клапана |
0,02 дм3 |
3 |
Давление масла |
0,25 мПа |
4 |
Ход пружины |
0,04 м |
5 |
Рабочая площадь мембраны |
0,010 м2 |
6 |
Сила упругости для сжатия пружины |
0,025*106 Н |
7 |
Коэффициент жесткости пружины |
625 Н/мм |
Выполнено определение экономической эффективности проекта. Составлены сметы затрат на приобретение оборудования и на материалы для изготовления деталей. Рассчитана потребность в капитальных вложениях, которая составляет 2050 руб.
Приведен расчет затрат и технико-экономических показателей. Были найдены: затраты на эксплуатацию стандартного двигателя – 12852 руб., ежегодная экономия финансовых ресурсов – 3647 руб., срок окупаемости дополнительных капитальных вложений – 0,56 года.
В данной работе предлагается модернизировать конструкцию двигателя, с установкой на него гидроаккумулятора, с целью повышения технико-экономических показателей системы смазки и повышения эксплуатационных качеств автомобиля.
Дополнительные капиталовложения в модернизацию двигателя составят 2050 руб. Но капитальные вложения оправдывают себя тем, что число автомобилей, поступающих в ремонт из-за неисправности системы смазки, частых выходах из строя подшипников коленчатого вала, задира вкладышей, уменьшится.
Спецификация – 2 листа
В программе: Компас 3D v