Перечень чертежей:
Дополнительные материалы: Пояснительная записка на 33 стр.
В пояснительной записке были приведены исходные данные для разработки:
Определены вес автомобиля и нагрузки на колеса, подобраны шины. Получены следующие значения: масса снаряженного автомобиля – 1760 кг, полный вес автомобиля – 26264 Н, вес автомобиля, приходящийся на передний –10505,6 Н и на задний мост – 15758,4 Н, масса автомобиля, приходящаяся на колесо переднего – 536 кг и заднего моста – 804 кг. На основании полученных значений подобрана шина 220-508Р (Д), r=0,44м.
Для выбора двигателя были найдены: мощность, необходимая для движения полностью груженого автомобиля с максимальной скоростью Nv = 84 кВт и максимальная мощность двигателя Nmax = 84 кВт. Параметры скоростной характеристики двигателя были сведены в общую таблицу, она приведена ниже:
ne/nN |
0,2 |
0,4 |
0,6 |
0,8 |
1,0 |
|
nе |
об/мин |
500 |
1000 |
1500 |
2000 |
2500 |
Ne |
кВт |
19,84 |
41,66 |
62,5 |
78 |
84 |
Ме |
Н∙м |
372,06 |
397,9 |
398 |
372,4 |
320,88 |
Рассчитано сцепление. Определены: наружный D = 380 мм и внутренний диаметр d = 230 мм, нажимное усилие пружин Ph – 6733 Н, давление на фрикционные накладки q = 0,093 МПа. Давление на фрикционные накладки должно находиться в следующих пределах q = 0,14…0,3 МПа. Для большегрузных транспортных машин рекомендуется q ≤ 0,2 МПа. Если настоящее условие не выполняется, следует принимать другие размеры фрикционных накладок.
Рассчитана главная передача с определением передаточного числа u0 = 3,37.
Выполнен расчет коробки передач, полуоси и подвески, где найдены передаточное число первой передачи коробки по первому и второму условию, межосевое расстояние, диаметр полуоси и техническая частота колебаний.
Также в записке было рассмотрено рулевое управление.
Основным параметром тормозного управления, вне зависимости от типа и конструкции тормозного механизма и типа тормозного привода, является максимальный тормозной момент, который может быть реализован по условию сцепления шин с дорогой. Максимальный тормозной момент определяют для тормозных систем передних и зад них колес. Подставив имеющиеся данные в формулу, получаем значения: 5542 Нм и 3882,8 Нм.
Рассчитаны карданные передачи со следующими результатами:
Рассмотрен динамический паспорт автомобиля. Найдены скорость движения автомобиля и параметры динамической характеристики.
В разделе ускорение при разгоне была составлена таблица с параметрами для построения графика ускорений, который представляет собой зависимость ускорений автомобиля от скорости ее движения.
Определена топливная экономичность автомобиля. Ниже приведены параметры, для построения графика топливной экономичности.
nе/n |
- |
0,2 |
0,4 |
0,6 |
0,8 |
1,0 |
Ne |
кВ т |
19,48 |
41,66 |
62,5 |
78 |
84 |
Nт |
кВ т |
17,53 |
37,5 |
56,25 |
70 |
75,6 |
V |
м/с |
7,62 |
15,2 |
22,8 |
30,5 |
38 |
Ny |
кВт |
0,34 |
0,067 |
1,017 |
1,35 |
1,7 |
Nв |
кВт |
0,45 |
3,66 |
12,36 |
29,30 |
57,21 |
Ny + Nв |
кВт |
0,8 |
3,72 |
13,37 |
30,65 |
58,91 |
U |
- |
0,04 |
0,09 |
0,23 |
0,43 |
0,78 |
КU |
- |
2,96 |
2,59 |
1,83 |
1,13 |
0,87 |
Кс к |
- |
1,09 |
1,008 |
1,004 |
0,958 |
1 |
qп |
л/100км |
0,5 |
5,5 |
9,28 |
9,3 |
11,6 |
Рассмотрена устойчивость автомобиля. Наиболее вероятна и наиболее опасна потеря поперечной устойчивости автомобиля, которая оценивается следующими показателями:
Определены показатели тормозной динамичности автомобиля, а именно:
№ |
Наименование |
Значение |
1 |
Замедление при торможении |
5,745 м/с2 |
2 |
Коэффициент сцепления шин с дорогой |
0,8 |
3 |
Ускорение свободного падения |
9,81 м/с2 |
4 |
Коэффициент эффективности торможения |
1,4 |
5 |
Время, в течение которого замедление увеличивается от нуля до максимального значения |
1,2 с |
6 |
Скорость начала торможения |
30 м/с |
7 |
Время торможения |
4,621 с |
8 |
Тормозной путь |
7,832 м |
Распределение общей тормозной силы между мостами н е соответствует нормальным реакциям, изменяющимся во время торможения, поэт ому фактическое замедление автомобиля оказывается меньше, а время торможения и тормозной путь больше теоретических значений этих показателей. В пояснительной записке выполнено определение основных характеристик и выбор двигателя для городского автобуса малого класса на 11 пассажиро-мест.
В программе: Компас 3Dv